Каких-то несколько лет тому назад большинство бизнесменов вело свою деятельность без какого-либо зарегистрированного названия, указывая лишь то в наши дни в условиях жесточайшей конкуренции успешное предпринимательство требует, чтобы у субъекта бизнеса было уникальное фирменное наименование.
В разношерстом многообразии различных товаров, а особенно при высокой вероятности однотипных предложений, безликий бизнес не имеет уже шансов на успех. Потому что подавляющее большинство предпринимателей делаю упор на бренд, формирования образа товара конкретной фирмы, наименования которых целенаправленно вбиваются в головы потребителей.
Товарный знак выступает именно таким средством обозначения для индивидуализации товаров юрлиц и предпринимателей. А знак обслуживания предназначен персонификации выполненных работ, оказанных услуг. Правила ГК РФ относительно товарных знаков применимы и к знакам обслуживания.
Торговые марки, знаки обслуживания бывают следующих разновидностей:
- словесные (названия, слова, слоганы);
- изобразительные (орнаменты, фигуры);
- комбинированные (изображение и слово),
- другие специфические обозначения.
Товарными знаками можно регистрировать как графические изображения, слова, так и звуковые, вкусовые, цветовые, видео и иные комбинации. Законом не ограничивается перечень видов возможных товарных знаков. Зачастую товарными знаками выступают именно графические либо словесные изображения.
Законодательство о товарных знаках включает нормы части четвертой ГК РФ, отдельные положения УК, КРФоАП, нормативно-правовые акты Роспатента.
Ключевые функции торговых знаков:
- выделяет продукцию среди однотипных рыночных предложений,
- связывает бизнес с его владельцем, защищает объекты интеллектуальной собственности от неправомерных посягательств,
- выступает элементом бренда, делового имиджа, промоушена, маркетинга,
- несет определенную смысловую информацию, связанную с товаром (например, выгоды, качество и т. п.),
- стимулирует к покупке,
- способствует узнаванию товару и, как следствие, повторным покупкам.
Рождение фирменных стилей
К выбору наименований, графических воплощений марок стоит подходить серьезно. Названия должны являться:
- новыми, уникальными,
- отражающими уникальные характеристики товара, компании, имеющиеся выгоды,
- легкими для восприятия, краткими, запоминающимися,
- предназначенными для целевых аудиторий.
В среде рекламистов популярен такой метод проверки уникальности названия: если оно подходит к любой конкурирующей компании, значит, оно никудышное.
Графические воплощения фирменных знаков тоже должно быть максимально простыми, гармоничными, оригинальными и легко запоминающимися.
Если финансы позволяют, то предпринимателям лучше обращаться сразу к профессионалам за содействием для создания фирменных обозначений, делового образа, стиля.
Регистрационный порядок
Регистрация товарного знака происходит в Государственном патентном ведомстве, его структурных подразделениях — ФИПСе Федеральном институте промышленной собственности. Зарегистрированный знак фиксируется в госреестре товарных знаков, знаков обслуживания. Регистрационный процесс длится около полугода и состоит из нескольких стадий.
Первая - проверка торгового знака на аналогию, тождество. Как мы уже выяснили, регистрироваться лишь оригинальный торговый знак, несхожий с уже существующими.
Вторая - подача заявки в ФИПС для регистрации. В заявлении указывается фирма, ИП-заявитель, изображение знака, его описание, перечень услуг, товаров, в отношении которых регистрируемый знак будет применяться.
Третья - делопроизводство. Экспертиза поданной документации.
В России есть относительные и абсолютные основания отказа в регистрации товарных знаков. Согласно абсолютными основаниям, нельзя регистрировать: отдельные цифры, буквы, геометрические фигуры, государственные флаги, гербы, эмблемы, общепринятые термины, символы, обозначения, вводящие потребителей в заблуждение, аморальные выражения, символы, ненормативную лексику, производные фамилий, сценических псевдонимов известных персон без их согласия и прочее.
К относительным основаниям относят наличие обозначений, уже зарегистрированных или заявленных на регистрацию.
Если же в регистрации знаков, наименования отказано, следует проанализировать правомерность причин отказа с помощью патентных поверенных и оспорить отрицательные итоги в Палате по патентным спорам (входящей в состав Роспатента).
Четвертая стадия - получение регистрационного свидетельства. Оно, естественно, выдается при положительных результатах. При этом, придется еще уплатить госпошлину и зарегистрироваться в госреестре товарных знаков, сведения о котором публикуются в бюллетенях Роспатента. Через месяц после внесения в реестр предприниматели получают регистрационные свидетельства, действующие 10 лет (с момента подачи заявительных документов) и продлевающиеся посредством подачи соответствующего заявления в Роспатент.
Зарегистрированные товарные знаки подлежат использованию исключительно на российской территории. Если же бизнесмен желает работать за ее пределами, то необходимо регистрировать товарный знак по международной процедуре.
Недобросовестная конкуренция
В настоящее время нередки случаи недобросовестной конкуренции. В связи с этим, госрегистрация элементов фирменных стилей выступает основой защиты от неправомерных посягательств, в частности от копирования марки. Владельцы зарегистрированных товарных знаков обладают исключительными правами пользования ими, предоставления в пользование на договорной основе иным лицам либо продажи.
Если же вы все-таки столкнулись с неправомерным использованием вашей торговой (зарегистрированной) марки, обращайтесь в ФАС. Стоит помнить, при этом, что торговые марки, наименования компаний защищены лишь в пределах категорий, в которых они зарегистрированы. Иными словами, использование аналогичных наименований, знаков в других отраслях не считается нарушением ваших прав.
Когда бизнесмен решается работать с незарегистрированными торговыми знаками, это может обернуться неприятностями.
Во-первых, он становится потенциальной жертвой недобросовестной конкуренции (конкуренты смогут совершенно безнаказанно копировать торговый знак, пожинать плоды вашей славы).
Во-вторых, такой предприниматель может сам оказаться в поле зрения правоохранительных органов ввиду того, что он случайно использует тождественный или аналогичный знак, наименование уже зарегистрированным маркам, названиям.
В итоге это может принести не только неприятный опыт взаимоотношений с ФАС, но и административную и гражданско-правовую ответственность (включая возмещение убытков пострадавшей от ваших неправомерных действий стороне). Вряд ли это благоприятно скажется на вашем деловом имидже и финансовом благополучии.