Вопрос:

Подскажите пожалуйста несет ли отдел кадров организации ответственность за выход сотрудника на льготную пенсию? Другими словами должен ли он по закону извещать сотрудника о сроке наступления пенсии? Я медработник, имею льготный стаж, при самостоятельном обращении в ПФР на момент обращения мой стаж составил 31 год 8 месяцев, при необходимом 30 лет. Могу ли я требовать возмещения за недополученную пенсию и кто возможно должен мне ее компенсировать? Отдел кадров моей организации меня не предупредил о наступлении пенсионного возраста.

Ответ:

К сожалению, компенсировать недополученную пенсию вы не имеете права. Дело в том, что по закону пенсия является заявительным пособием, то есть ее начисление начинается не по факту наступления определенного возраста получателя, а по факту обращения за ее назначением.

Следовательно, если вы не обратились за назначением вам пенсии с учетом льготного стажа, то пенсионный фонд не должен был самостоятельно ее начислять, а значит и права на получение какой-либо компенсации от данного органа у вас не возникло.

Что касается вашего работодателя, то отдел кадров также не обязан, в силу требований закона, уведомлять вас о наступлении сроков дающих вам право на получение льготной пенсии.

Таким образом, получается, что по мнению закона вы самостоятельно допустили нарушение в виде необращения за назначением вам пенсии в установленные для этого сроки, а следовательно получить какую-либо компенсацию вы не можете так как вины государственных органов или вашего отдела кадров в сложившейся ситуации не усматривается.

В данном случае уместно говорить о применении законодателем формулы права «Незнание закона не освобождает от ответственности», которая в вашем случае выразилась в том, что вы самостоятельно не изучили вопрос о ваших правах в части пенсионного обеспечения и не реализовали свое право на обращение в ПФРФ с соответствующим заявлением, а следовательно, потеряли деньги которые конечно же имели право и могли бы дополнительно получить.