Вопрос:

Такая проблема. Ходили люди по квартирам, предлагали установку пластиковых окон. Мою старенькую маму, которой 82 года уболтали. Она отдала 10 тыс. руб., подписала договор, не читая. Не читая, потому что менеджер ее торопил, говорил, что очень торопится. Тряс бумажками, говорил, что много людей из маминого дома заключили такие договора. Договор на 4 листах. В договоре говорится, что его расторгнуть и вернуть деньги можно только в течение суток после подписания договора. Сутки, увы, прошли. Далее, остальную сумму (9 тыс. руб.) мы должны заплатить не за выполненные работы, а за 7 суток до доставки готовых изделий. В нашем регионе такое окно можно установить за 13 тыс. руб. Как я могу расторгнуть договор и вернуть деньги. В телефонном режиме я общалась с исполнителем, они говорят, что раз мы подписали договор, то должны исполнять. Мама очень тяжело переживает эту ситуацию.

Ответ:

Вы можете успокоить свою маму, отдавать им 9 000 рублей точно не нужно. Прямо сейчас пишите заявление в произвольной форме ( оно от лица вашей мамы, как заказчика договора и подписывается ею), пишите, что отказываетесь от услуг по договору № __ от __2017 года на основании ст. 32 Закона «О защите прав потребителей».

Укажите требование о возврате денежных средств в течении 7 дней в соответствии со ст. 314 ГК РФ, а далее сошлитесь на ваше намерение при отказе вернуть денежные средства, обратиться в суд и потребовать:

  1. Возврат денежных средств по договору.
  2. Проценты за пользование чужими деньгами — ст. 395 ГК РФ.
  3. Компенсацию морального вреда — ст. 15 Закона «О защите прав потребителей».
  4. Штраф в размере половины от суммы удовлетворенных требований — ст. 13 Закона, а также судебные расходы на оплату услуг представителя.

Дата, подпись.

Подает ваша мама лично в двух экземплярах, один остается ей, на нем обязательно отметка о получении, дата, подпись. Если затруднительно, то пусть направляет заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Можно сделать это телеграммой с уведомлением, курьером, чтобы было быстрее.

Предварительно попробуйте устно решить вопрос для экономии времени, поясните, что вы намерены жаловаться на действия исполнителя в Роспотребнадзор, прокуратуру и обращаться в суд, так как договор был навязан мамы, сотрудник фирмы воспользовался ее положением.

И, если это не подействует, уже направляйте уведомление об отказе от услуг официальное. В официальном уведомлении говорить о навязанности услуг смысла нет, поскольку, исходя из ваших пояснений это будет трудно доказать в суде, поэтому самый оптимальный вариант отказ по ст. 32 Закона.

Обязательно в уведомлении также укажите, что условия договора, ущемляющие права потребителя недействительный, так как противоречат законодательству и сошлитесь на ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», более того исполнителя могут привлечь к административной ответственности за подобные ограничения прав потребителя.

Поэтому условие о возможности отказаться только в первые сутки абсурдно и может быть вами просто проигнорировано. Незамедлительно связывайтесь с исполнителем, направляйте уведомление, а при отказе или игнорировании в суд. Добавлю, что исполнитель может произвести удержания из возвращаемой суммы — фактические расходы, которые он понес в связи с оказанием услуг по данному договору — однако, любые удержания он обязан обосновать в письменной форме, приложением документов. Если договор заключен недавно, никаких расходов быть не может.

И, если обоснования нет, опять же в суд. Причем вы ничего не теряете, так как потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины, а также может обратиться в суд по месту регистрации. Ваша мама может оформить на вас доверенность у нотариуса для представления интересов в суде.

Доверенность оформляется у любого нотариуса в вашем регионе проживания. Добавлю, что следует дополнительно направить жалобу в Роспотребнадзор, приложив договор с условиями, ущемляющими права потребителя в сравнении с действующим законодательством РФ. Обязаны провести проверку и прилечь к административной ответственности.