Отношения между нанимателем и работником должны строиться на доверительных отношениях. Если такие не соблюдаются, трудовое законодательство позволяет руководству проявить инициативу и уволить сотрудника. Ниже пойдет речь о том, как следует придерживаться процедуры наказания.
Российское законодательство предусматривает основания, которые дают право работодателю расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе (статья 81 ТК РФ). Среди них и утрата доверия. Правда, в этом случае приходится соблюдать множество формальностей, поэтому нередко для увольнения неугодного сотрудника стараются подыскать какие-нибудь другие, более «мягкие» причины. А как поступать в том случае, если вопрос стоит ребром, и ни о каких поблажках речь не идет?
Кто может утратить доверие?
Действующее законодательство разрешает подобный подход только к руководящим сотрудникам или тем, кто непосредственно связан с материальными или денежными ценностями. К примеру, эта причина не подойдет для того, чтобы распрощаться с медсестрой или водителем. А вот продавец или бухгалтер вполне могут лишиться доверия.
Уволить, но не всех
Сразу предупредим, что Трудовой кодекс защищает от увольнения беременных женщин, работников, которые не достигли несовершеннолетия, находящихся на больничном или тех, кому предоставлен очередной отпуск.
Вину придется доказывать
Чтобы поводом для увольнения стала утрата доверия, необходимо собрать неопровержимые доказательства того, что в обязанности наемного работника входило обслуживание материальных ценностей. Подтверждением, что прописано в Трудовом кодексе РФ (статья 244), могут стать заключенный трудовой договор или договор о материальной ответственности. Так же должны быть определенные сопутствующие обстоятельства: доказанный факт вымогательства или получения работником взятки; получения «отката», совершения каких-либо действий, направленных на хищение материальных ценностей, совершение уголовного преступления (даже в том случае, когда это не связано с исполнением служебных обязанностей).
Как действовать?
Нарушителя трудовой дисциплины можно привлечь к различным видам дисциплинарных взысканий. При этом увольнение в связи с утратой доверия относится к одной из крайних мер. Поэтому в обязанности работодателя входит собирание доказательств наличия вины проштрафившегося сотрудника. Последний должен иметь шанс оправдаться. Какого алгоритма действий советуют придерживаться кадровые работники?
В случае получения информации о совершении работником проступка (это может быть докладная или служебная записка) наниматель должен создать специальную комиссию, члены которой займутся проведением внутреннего расследования. Им придется заняться инвентаризацией товаров или денег, вверенных сотруднику. В ситуации с бухгалтером проводится аудит.
На протяжении двух рабочих дней работник должен предоставить письменные объяснения, однако может и отказаться делать это (в таком случае составляется соответствующий акт).
С приказом об увольнении работника нужно ознакомить трех рабочих дней, после чего в его трудовой книжке делается соответствующая запись.
И, наконец, о сроке давности. Привлечь работника к ответственности по причине утраты доверия можно в срок от одного месяца (после выявления проступка) до двух лет с момента проверки финансово-хозяйственной деятельности.