Статья 15 гражданского кодифицированного законодательства РФ содержит определение убытков. Под ними понимают расходы, понесенные или предстоящие лицу, чьи права нарушены, для восстановления нарушенных прав. А также — утрата, повреждение принадлежащее такому лицу имущества (то есть реальный ущерб).
Кроме того, под убытками понимается неполученный доход, который бы пострадавшая в результате правонарушения сторона получила при обычных условиях, если бы ее права не были нарушены. Это именуется также, не иначе как «упущенная выгода».
В соответствии с правилами ГК РФ возмещение убытков выступает способом защиты гражданских прав, реализуемым в компенсационном правоотношении. Что направлено на обеспечение восстановления правового положения, существовавшего до момента нарушения гражданского права, статуса.
В отличие от регулятивных отношений охранительная правовая связь основывается на правозащитных нормах и возникает, минуя волю участников правоотношений (потерпевшего и правонарушителя), из-за юридически неправомерного деяния, то есть нарушения принадлежащего субъекту гражданских правоотношений права.
Отличительная черта охранительных правоотношений - в пределах такой правовой связи реализуемы методы гражданско-правового принуждения, проявляющиеся в частности как меры защиты и ответственности. В результате чего на обязанную сторону правоотношений производится негативное имущественное воздействие, осуществляемое в пользу потерпевшего.
Возмещение убытков, выступая мерой ответственности, охарактеризовано и тем, что для его применения требуется наличие четырех условий: убытков, вины, причинно-следственной связи и противоправности содеянного второй стороной. Возложение расходов по возмещению убытков на правонарушителя характеризует такую социальную категорию как восстановление справедливости. Так как если человеку был причинен какой-то материальный или иной ущерб, то он должен быть соразмерно компенсирован.
Пункт 10 пленарного Постановления N 6/8 ВС и ВАС РФ от 1.07.1996 года, разъясняющего некоторые вопросы, связанные с применением первой части ГК РФ, указывает, что в содержание реального ущерба включаются не только понесенные фактически потерпевшей стороной расходы, но и издержки, предстоящие этому лицу для восстановления нарушенного права.
При этом, необходимость подобных расходов, их прогнозируемый или точный размер подтверждаются соответствующими доказательствами, обоснованным расчетом. В качестве доказательственной базы можно представлять: смету затрат по устранению недостатков продукции; письменные соглашения, определяющий размер ответственности в случае нарушения обязательств.
При расчетах упущенной выгоды учитывают меры, предпринятые потерпевшей стороной для ее получения и сделанные для этого приготовления. Размер упущенной выгоды определяется, учитывая разумные издержки, которые потерпевшая сторона должна была понести, если бы было исполнено спорное обязательство.
В гражданском законодательстве также закреплен принцип полной компенсации убытков. Лицо, чьи права нарушены, вправе требовать полного возмещения убытков, ему причиненных, если законодательством, соглашением сторон, не предусматривается не полномерное возмещение убытков.
В разработанном ныне проекте редакции ГК РФ содержатся новые правила применения анализируемого правового механизма. Сюда будут относиться такие юридические случаи, как:
1. возмещение убытков в случае незаконного отказа в госрегистрации прав на имущество,
2. возмещение убытков юрлицу коллегиальным, единоличным органом данной организации,
3. возмещение убытков в случае прекращения соглашения,
4. возмещение имущественных потерь из-за ненадлежащего исполнения, изменения либо прекращения обязательств, но не связанных с его нарушением должником (к таковым относятся вызванные невозможностью исполнения обязательств потери, предъявление требований кредитору со стороны третьих лиц и т. д.).
В любом случает объем убытков, подлежащих возмещению, следует устанавливать с разумной достоверностью.
По общим правилам, возмещению подлежит не только реальный (фактический) ущерб, но и упущенная (не полученная) выгода. Потому что для полного восстановления нарушенного положения одного возмещения реально причиненного ущерба, явно, недостаточно.
Упущенная выгода выступает особой компенсационной мерой, но в ряде случаев не подлежит возмещению. Так, например, по соглашению энергоснабжения, нарушившая обязательство сторона, обязана возместить причиненный такими деяниями реальный ущерб.
Перевозчик отвечает лишь за причиненный недостачей, утратой, повреждением груза/багажа ущерб и только в размере утраченного, недостающего груза/багажа (а при повреждении - в пределах суммы, на которую его стоимость понизилась).
Это логично объясняется тем, что не во всех правоотношениях возможно применение такого понятия как «упущенная выгода». Это возможно лишь в ситуациях, когда правовые отношения предполагают коммерческую подоплеку соглашения для обеих сторон.
Целью обязательств по взысканию убытков выступает восстановление правового положения, существовавшего до правонарушения. Производится исключительно в денежной форме, в связи с этим охранительная связь тоже является денежной.
Нужно упомянуть, что "убытки" в рассматриваемых правоотношениях используются не в значении, употребленном в ст. 1082 ГК (как денежная оценка вреда). Убытки нужно квалифицировать как самостоятельное понятие, независящее от вреда. Тогда убытки - результат нарушения не абсолютных, а относительных гражданских прав.
В таком его значении у потерпевшей стороны возникает право взыскания убытков. Что выступает элементом особого охранительного (неделиктного) правоотношения, содержанием которого является именно взыскание убытков.
Научно опосредовано, что совершения гражданского правонарушения влечет одновременно два юридических последствия: реальное исполнение ранее возникших обязательств и возмещение убытков. При этом, одно не замещает первое и не является частью его и наоборот.
Субъектами компенсационного правоотношения выступают: кредитор, обладающий правом возмещения убытков, и должник, обязанный возместить эти убытки. Кредиторами и должниками могут быть абсолютно любые субъекты гражданского права.
В случаях, когда вред причиняется публично: правоохранительными органами, госструктурами, обязанными субъектами станут соответствующие финансовые органы. На них возлагается охранительная обязанность возместить все причиненные убытки.
Обязательство по возмещению убытков бывает с пассивной, активной либо смешанной множественностью. Любой правонарушитель обязан самостоятельно возмещать убытки с момента достижения им возраста полной деликтоспособности. Но гражданские правоотношения знают и формы перевода обязательств на других лиц, Так, например, возможна перемена лиц в виде уступки права требования, перевода долга.
Объектом рассматриваемого обязательства выступают действия, связанные с восстановлением прежнего имущественного положения потерпевшей стороны. Следует также различать объект обязательства от объекта права возмещения убытков. В последнем случае, это материальные блага, перечисленные в ст. 128 ГК.
Само противоправное поведение тоже имеет непосредственный объект - нарушенное гражданское (относительное) право. Имеется в рассматриваемом обязательстве и объект принуждения — обязательное возмещение убытков (то есть восстановление ранее существовавшего имущественного положения).
В содержание правоотношения включены: субъективное право (иначе - возможность) на компенсацию убытков и охранительная субъективная обязанность (то есть - необходимость) возместить причиненные убытки. Субъективное право всегда подразумевает нечто конкретное, а именно: право на возмещение убытков в пределах определенной сумма, а не право на компенсацию каких-то абстрактных убытков, вреда. Точно так же, как и обязанность возмещения таких убытков отсутствует, пока нет самого правонарушения.