Все поля обязательны для заполнения!
В соответствии с ФЗ №152 мы гарантируем полную анонимность всех консультаций.
бесплатная юридическая консультация
Горячая линия
Москва и МО +7 (495) 984-87-63 +7 (495) 984-87-63
Cанкт Петербург и ЛО +7 (812) 458-46-17 +7 (812) 458-46-17
Работа горячей линии:
ежедневно c 9 до 24 часов
Прием онлайн-заявок:
Круглосуточно
Консультаций проведено:
За все время:
10237
За месяц:
1899
За 24 часа:
64

Медицинское освидетельствование. Процедура проведения.

Медосвидетельствование для выявления опьяненного состояния регулируется нормами статьи 27.12 КРФоАП и рассматривается как одна из мер, обеспечивающих производство по делам об административных деликтах (правонарушениях). Необходимость такой процедуры в административном процессе возникла из-за законодательно установленной ответственности за совершение административных деликтов, в состав которых, в качестве существенного признака входит состояние опьянения.

Еще Постановление N 382 СМ РСФСР от 24.05.56 года, предусматривающее меры противоборства авариям на автотранспорте и городском электротранспорте, установлена была впервые ответственность за вождение автомобильного, мотоциклетного транспорта и городского электротранспорта в нетрезвом состоянии.

Процедура осуществления, правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения регулируются ведомственными нормативными актами.

До появления КоАП РСФСР (утвержденного 20.06.84 года ВС РСФСР) указанная процедура проводилась согласно Инструкции о порядке направления лиц на освидетельствование для выявления опьяненного состояния, проведения освидетельствования.

Последующее расширение составного диапазона административных правонарушений, обязующих выявлять состояние опьянения по причине усилившейся в СССР борьбы с алкоголизмом, самогоноварением, повлекло необходимость модернизации правового регулирования процедуры проведения медосвидетельствования и его методического обеспечения. Указами Президиумов ВС СССР и ВС РСФСР, предусматривающих меры тотальной борьбы с пьянством и «корнем зла» — самогоноварением. Установлены были административная, дисциплинарная ответственности за совершение целого ряда правонарушений, в том числе за:
- появление в пьяном виде в общественном месте, которое оскорбляет человеческое достоинство, нарушает общественную нравственность,
- распитие на производстве спиртных напитков либо нахождение в нетрезвом состоянии на рабочем месте,
- доведение до состояния опьянения несовершеннолетних.

В такой связи принят был ряд нормативных ведомственных актов, среди которых:
1. Приказ N 694 советского Минздрава от 8.09.88 года, предусматривающий меры по дальнейшей модернизации медосвидетельствования для выявления факта распития спиртного, опьяненного состояния,
2. Временная инструкция о правилах (порядке) медосвидетельствования для выявления факта распития спиртного, опьяненного состояния, которая утверждена соответствующим Приказом Минздрава СССР,
3. Методические указания по медосвидетельствованию для выявления факта распития спиртного, опьяненного состояния (утверждены Приказом N 06-14/33-14 советского Минздрава от 02.09.88 года).

С принятием же КРФоАП законодателем была введена правовая категория "медицинское освидетельствование на состояние опьянения". Одновременно был отменен порядок немедицинского выявления факта опьянения управляющих средствами транспорта лиц (водителей). Далее, Постановлением N 930 российского Правительства от 26.12.02 года утвердились Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения управляющего средством транспорта лица, оформления результатов такой процедуры (ныне они уже утратили силу).

Позже принят был Приказ N 308 российского Минздрава от 14.07.03 года о медосвидетельствовании на опьяненное состояние, который был направлен на модернизацию деятельности учреждений, организаций здравоохранения.

Параллельно, в рамках приведения в соответствие с существующим новым законодательством РФ остальных нормативно-правовых актов, Приказом N 399 российского Минздрава от 12.08.03 года о признании недействующими на территории РФ актов советского Минздрава признаны были недействующими в территориальных пределах РФ в плане медосвидетельствования на опьяненное состояние управляющих средствами транспорта лиц ранее упомянутые Методические указания и Временная инструкция.

Указанные законодательные изменения привели фактически к параллельному существованию сразу 2-х процедур осуществления медосвидетельствования на опьяненное состояние, которые были установлены различными нормативными актами.

В дальнейшем, с принятием новых обеспечительных мер производства в рамках дел об административных правонарушениях, которые подразумевают: освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, ранее существовавшая процедура медосвидетельствования водителя, управляющих средствами транспорта лиц на опьяненное состояние урегулирована была новыми Правилами освидетельствования управляющего средством транспорта лица на состояние опьянения алкоголем, оформления результатов мероприятия, направления такого лица на медосвидетельствование на опьяненное состояние, непосредственного медосвидетельствования данного лица на опьяненное состояние, оформления его результатов (сокращенно новые Правила освидетельствования лица на состояние опьянения), а кроме того Правилами по определению наличия психотропных веществ, наркотических средств в человеческом организме при проведении медосвидетельствования на опьяненное состояние управляющего средством транспорта лица (утверждены Постановлением N 475 российского Правительства от 26.06.08 года).

Получается, сегодня ныне функционирующее административное (деликтное) законодательство определяет две совершенно различные процедуры проведения медосвидетельствования:
- по делам об административных деликтах, связанных с управлением соответствующих видов средств транспорта в состоянии опьянения;
- в других случаях, установленных КРФоАП.

Помимо дел об административных деликтах, связанных с управлением средствами транспорта, соответствующего вида, требуется установление состояния алкогольного опьянения (или иного вида опьянения) в случаях:
- выяснения вопроса о предположительном управлении воздушным судном в опьяненном состоянии, передаче управления таким воздушным судном находящемуся в опьяненном состоянии лицу, допуске к управлению воздушным судном, к обслуживанию летательного аппарата лиц, не имеющих на то прав либо находящихся в опьяненном состоянии, или обслуживании воздушного судна лицами, не имеющими на то прав либо находящимися в опьяненном состоянии (части 7, 8 статьи 11.5 КРФоАП);
- нарушения ПДД в опьяненном состоянии лицами, управляющими средствами транспорта, не подлежащими госрегистрации (мопедами, велосипедами, гужевым транспортом) (часть третья статьи 12.29 КРФоАП);
- появления в общественном месте в опьяненном состоянии, появлении несовершеннолетних в опьяненном состоянии, распития детьми пива, изготавливаемых на его основе напитков, спиртосодержащей, алкогольной продукции, потреблении ими психотропных веществ, наркотических средств в общественном месте (статьи 20.21-20.22 КРФоАП);
- выявления опьяненного состояния в качестве отягчающего ответственность обстоятельства (пункт 6 часть 1 статьи 4.3 КРФоАП);
- необходимости исчисления периода административного задержания находящегося в опьяненном состоянии лица, исчисляемого с момента вытрезвления задержанного (часть 4 статья 27.5 КРФоАП).

Процедура применения медосвидетельствования на опьяненное состояние неодинакова, имеет разнообразные основания, различных субъектов, отличные правила проведения и зависит напрямую от регулирующего такой порядок нормативного акта,.

Направление на медицинское освидетельствование управляющих транспортными средствами соответствующего вида лиц, производится уполномоченными должностными лицами, компетентным в сфере госнадзора, контроля за безопасностью движения, эксплуатации средств транспорта определенного вида. А в отношении водителей транспортных средств внутренних войск МВД РФ, Вооруженных Сил РФ, дорожно-строительных, инженерно-технических воинских формирований, относящихся к федеральным органам исполнительной власти либо спасательных воинских формирований федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в сфере гражданской обороны, - это делают должностные лица автомобильной военной инспекции (часть вторая статьи 27.12 КРФоАП, пункт 11 указанных выше Правил).

По отношению к иным категориям лиц проведение медосвидетельствования проводится по направлениям:
1. сотрудников правоохранительных структур,
2. должностных лиц учреждений, предприятий, организаций, компаний по месту работы освидетельствуемых (пункт четвертый Временной инструкции).

Составляется соответствующий протокол о направлении на медосвидетельствование на опьяненное состояние управляющих средством транспорта конкретного вида лиц. Это происходит согласно части третьей статьи 27.12 КРФоАП. Его копия вручается лицу, по отношению к которому применена такая обеспечительная мера производства по делам об административных деликтах.

Что касается других субъектов, то медосвидетельствование осуществляется для них на основании направления.

Различаются и основания, по которым выносится заключение о состоянии опьянения.

Согласно пункту 16 приложения N 3 Инструкции по проведению медосвидетельствования на опьяненное состояние управляющего средством транспорта лица, заполнению учетной формы № 307/у-05, которая именуется "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" к Приказу N 308 российского Минздрава от 14.07.03 года о медосвидетельствовании на опьяненное состояние, заключение выносится с учетом положительных результатов содержания алкоголя в выдыхаемом освидетельствуемым воздухе.

Аналогичное заключение в отношении лиц, пострадавших в ДТП и находящихся в тяжелом состоянии, согласно пункту 22 вышеуказанной Инструкции, составляется по результату химико-токсикологического исследования при условии наличия абсолютных показателей этилового спирта, концентрированного в литре крови от 0,5 граммов.

Заключение же об опьяненном состоянии водителей из-за потребления психотропных, наркотических, других вызывающих разного рода опьянение веществ, а равно о состоянии всякого вида опьянения других лиц формулируется при наличии к тому положительной химической реакции на алкоголь, клинических признаков опьянения, обнаружении психотропных, наркотических, других вызывающих опьянение веществ, их метаболитов, независимо от их концентрации (пункт 17 Инструкции, правила Методических указаний).

Результаты медосвидетельствования на опьяненное состояние, лабораторных исследований должны быть отражены в итоговом акте. Зависимо от видов процедуры может составляться два типа актов. При проведении медосвидетельствования лица, управляющего средством транспорта, составляют акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (пункт 5 Инструкции), в других случаях - протокол медосвидетельствования (пункт 6 Временной инструкции).

Согласно пункту 15 Инструкции, по результату медосвидетельствования выносят заключение о медицинском освидетельствовании. Оно должно содержать какую-то из нижеследующих формулировок:
- не выявлено опьяненное состояние;
- опьяненное состояние выявлено.

В соответствии с пунктом 13 Временной инструкции, при вынесении заключения устанавливают одно из ниже перечисленных состояний:
- признаки потребления алкоголя отсутствуют, трезв;
- признаки опьянения не выявлены, установлен факт потребления алкоголя;
- одурманенное состояние, вызванное наркотическими либо иными веществами;
- опьянение алкогольное;
- кома алкогольная;
- трезв, но обнаружены нарушения функционального состояния, требующие (по состоянию здоровья) отстранения от деятельности с источником повышенной опасности.

Подобное разделение порядков применения медосвидетельствования различных субъектов в существующем законодательстве представляется некоторым юристам необоснованным. Они считают, что различия в правилах применения рассмотренных мер административного принуждения оправданным могло бы быть при наличии у них разной правовой природы. Но из-за идентичности, по их мнению, границ принудительного воздействия на права и свободы граждан сделать это невозможно.

Однако различие процедур кроется не в природе возникновения обеспечительной меры, а в самих субъектах и в нарушаемых ими правилах поведения, охраняемых КоАП РФ. Ведь медосвительствование проходят не только водители, управляющие транспортом лица, но и обычные люди, появившиеся, например, в общественном месте в нетрезвом виде, которых также необходимо освидетельствовать с целью выявления состояния алкогольного или иного вида опьянения. Логично предположить, что управление транспортным средством, иным источником повышенной опасности или простое нахождение в парке в нетрезвом состоянии — это совершенно разные правовые категории, требующие соответственно различных правил выявления и фиксации. И если в одних ситуациях уровень опьянения действительно крайне важен — так как влияет на степень вины правонарушителя (как в случае с управлением транспортными средствами), то в других ситуациях достаточно просто формальной фиксации состояния опьянения. Поэтому требовать унификации норм определения состояния опьянения для всех соответствующих административных дел, по крайней мере — нелогично.

Что делать, если вы подписали отказ от медицинского освидетельствования?
Имеются юридические вопросы? Задайте их практикующему специалисту,
и мы бесплатно посоветуем Вам, как вести себя в той или иной ситуации,
исходя не только из теоретических знаний, но и наработанной годами практики.
8 (495) 984-87-63 - для жителей Москвы и МО
8 (812) 458-46-17 - для жителей Санкт-Петербурга

Либо оставьте свой вопрос в форме обратной связи и мы Вам обязательно ответим в течении 3-5 минут.

Задайте вопрос юристу прямо сейчас
Все поля обязательны для заполнения!
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152 "О персональных данных" - мы гарантируем полную анонимность всех консультаций
Ниже вы можете отправить Ваш комментарий. Консультации через форму для комментариев мы не проводим. Будьте внимательны.
*
Дополнительный вопрос передан юристу.
Ожидайте ответа.