Все поля обязательны для заполнения!
В соответствии с ФЗ №152 мы гарантируем полную анонимность всех консультаций.
бесплатная юридическая консультация
Горячая линия
Москва и МО +7 (495) 984-87-63 +7 (495) 984-87-63
Cанкт Петербург и ЛО +7 (812) 458-46-17 +7 (812) 458-46-17
Работа горячей линии:
ежедневно c 9 до 24 часов
Прием онлайн-заявок:
Круглосуточно
Консультаций проведено:
За все время:
10227
За месяц:
1846
За 24 часа:
42

Штрафы за нарушения закона о торговле согласно КРФоАП

Комментарий к редакции КРФоАП по поводу нарушениий Закона о торговле, произведенной ФЗ-411 от 28.12.2010 года

31.12.2010 г. обрели юридическую силу поправки к КРФоАП. ФЗ-411 внес в кодифицированный административный акт новые статьи 14.40, 14.41, 14.42. Они установили беспрецедентные до этих пор штрафы за нарушения требований к соглашениям о поставке продовольствия, правил их заключения, определяемых Законом о торговле (ФЗ-381 от 28.12.2009 года об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ).

Штрафные санкции за отдельные нарушения для юрлиц могут достигать пяти миллионов рублей (первая-вторая части статьи 14.40, первая-шестая части статьи 14.42 КРФоАП). Речь идет в первую очередь о нарушениях установленных государством антимонопольных правил при заключении такого соглашения, как договор поставки. Каждый неправомерно заключенный договор может повлечь штрафные санкции. А в практике крупных сетевых компаний, фирм-оптовиков количество таких дефектных соглашений может насчитываться больше одного десятка. Что может существенно сказаться на финансовом благополучии коммерческих организаций.

Кого именно штрафуют



Во-первых, субъектами большинства вышеуказанных правонарушений могут выступать исключительно хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, а именно: продажу продуктов питания посредством торговой сети или поставку продуктов питания в такие торговые сети.

Во-вторых, торговая сеть — это, согласно Закону о торговле, два и более торговых объекта, находящиеся под общим управлением, либо два и более торговых объекта, используемых под единым коммерческим обозначением, иным средством индивидуализации. А не просто два ларька, принадлежащие одному хозяину, как считают некоторые обыватели.

Что касается поставщиков, то к таковым могут относиться даже мелкие фирмы-производители продовольственных продуктов. Например, частные пекарни, крестьянско-фермерские хозяйства и т. п. Но обязательное условие здесь — поставка продовольствия опять же в торговые сети (когда это прямо указано в законе). Как в статье 14.40. Указанные правила распространяются на обычных поставщиков, когда упоминание о сотрудничестве с торговой сетью в законе отсутствует.

В-третьих, субъектами отдельных правонарушений (в частности, по статье 14.42) могут выступать любые торговые компании без привязки их деятельности к торговым сетям.

Торговые нарушения



Ближе всего к возможности привлечения к административной ответственности находятся фирмы и ИП, на которых поступят жалобы в ФАС от их контрагентов. Антимонопольная служба обязана своевременно отреагировать на поступившую жалобу и провести по ней надлежащую проверку. В ходе проведения проверки составляется соответствующий протокол и, если выявляются признаки состава обозначенных правонарушений, то возбуждается административное дело.

Кроме того, хорошие отношения с контрагентами не гарантируют вам абсолютную защиту от внимания ФАС. Эта организация вправе по собственной инициативе проводить плановые проверки, в ходе которых происходит изъятие всей документации с последующим ее детальным анализом.

За что именно штрафуют?



Теперь огласим весь перечень предполагаемых правонарушений в сфере торговли. К таковым относятся:
- создание дискриминационных условий (препятствий в доступе на товарный рынок, в выходе из товарного рынка иным хозяйствующим субъектам, нарушение требований ценообразования). За это предусматривается штраф для юрлиц в размере 2-5 миллионов рублей;
- навязывание условий, запрещенных антимонопольным законодательством. Санкция аналогична предыдущей;
- осуществление оптовой торговли на базе соглашения о комиссии либо смешанного соглашения, предусматривающего существенные условия договора комиссии. Санкция — взыскание 1,5-4,5 миллионов рублей;
- непредоставление торговой сетью запрашиваемых контрагентом сведений об условиях отбора контрагентов для заключения соглашения о поставке продуктов питания, а также о существенных условиях такого соглашения. Штраф — 300-500 тысяч рублей;
- непредоставление поставщиком запрашиваемых контрагентом сведений об условиях отбора контрагентов для заключения соглашения о поставке продуктов питания, о существенных условиях такого соглашения, данных о качестве, безопасности поставляемых продуктов питания. Штраф — аналогичен предыдущему;
- включение в цену соглашения о поставке продуктов питания вознаграждения, выплачиваемого фирме, ИП, осуществляющим торговую деятельность, по поводу приобретения им у компании, ИП, осуществляющих поставки продуктов питания, определенной партии продуктов питания в размерах, превышающих 10-процентную ставку от цены приобретенных продуктов питания, или выплата такого вознаграждения по поводу приобретения фирмой, ИП, осуществляющими торговую деятельность, определенных видов социально значимых товаров продовольствия, указанных в правительственном перечне. Штраф — 1-5 миллионов рублей;
- включение в цену соглашения о поставке продуктов питания иных видов вознаграждения за выполнение фирмой, ИП, осуществляющими торговую деятельность, обычных условий подобного соглашения и (или) его изменение. Исключение - вознаграждение, выплачиваемое компаниям, ИП, осуществляющим торговую деятельность, по поводу приобретения им у фирм, ИП, осуществляющих поставки продуктов питания, определенного количества продуктов питания. Штраф аналогичен предыдущему;
- установление в соглашении о поставке продуктов питания периодов оплаты такой продукции, превышающих установленные федеральным законом сроки. Штраф — аналогичен предыдущему;
- установление в соглашении о поставке продуктов питания запрета на перемену лиц в обязательствах по такому соглашению путем уступки требований или установление гражданско-правовой ответственности за несоблюдение упомянутого запрета сторонами соглашения. Штраф — аналогичен предыдущему;
- включение в соглашение о поставке продуктов питания условий о совершении фирмами, ИП, осуществляющими торговую деятельность, в отношении поставленных продуктов питания определенных действий, об оказании услуг по продвижению (рекламированию, маркетингу) продукции, подобных услуг, совершение иных действий, влияющих на рост показателей оборота товаров продовольствия. Штраф — аналогичен предыдущему;
- понуждение к заключению соглашения об оказании услуг возмездного характера, направленных на продвижение товаров продовольствия (совершение каких-либо действий, влияющих на рост показателей оборота товаров продовольствия), при заключении соглашения о поставке таких товаров. Штраф — 3-5 миллионов рублей.

Таким образом, перечень административных нарушений в сфере торговли строго ограничен нормами КРФоАП. Такие нормы не подлежат расширительному толкованию, а потому применяться к неограниченному кругу хозяйствующих субъектов они не могут.

Стоит также отметить, что административной ответственности подлежит не только сама виновная организация, но и ее руководитель. В каждом из вышеперечисленных правонарушений предусмотрена также мера ответственности для должностных лиц. Ее применение зависит от того, имеется ли в совершенном правонарушении вина руководителя.

Кроме того, еще одним юридическим последствием таких правонарушений будет выступать не включение произведенных расходов при расчете налоговой базы. И это вполне логично и правомерно, так как учитываемые в налоговой базе организации издержки должны быть не только документально подтверждены, но и экономически обоснованы. А создание неблагоприятных экономических условий для контрагентов явно не относится к экономическому обоснованию произведенных расходов.

Рекомендации от юристов: неукоснительно соблюдайте требования антимонопольного законодательства и Закона о торговле. И тогда санкции ФАС будут для вас не страшны.
Имеются юридические вопросы? Задайте их практикующему специалисту,
и мы бесплатно посоветуем Вам, как вести себя в той или иной ситуации,
исходя не только из теоретических знаний, но и наработанной годами практики.
8 (495) 984-87-63 - для жителей Москвы и МО
8 (812) 458-46-17 - для жителей Санкт-Петербурга

Либо оставьте свой вопрос в форме обратной связи и мы Вам обязательно ответим в течении 3-5 минут.

Задайте вопрос юристу прямо сейчас
Все поля обязательны для заполнения!
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152 "О персональных данных" - мы гарантируем полную анонимность всех консультаций
Ниже вы можете отправить Ваш комментарий. Консультации через форму для комментариев мы не проводим. Будьте внимательны.
*
Дополнительный вопрос передан юристу.
Ожидайте ответа.