Федеральная налоговая служба не поддерживает инициативу об отмене налога на транспорт и против того, чтобы включить его в стоимость бензина. Иначе могут пострадать регионы, бюджеты которых в основном формируются именно за счет этого сбора, разъяснило ситуацию ведомство.
И губернаторы очень обеспокоены, что эта мера «обесточит» их казну. Налог на транспорт постоянно «вливается» и пополняет местные дорожные фонды, а эти средства идут на поддержание и ремонт дорог, укладку новых трасс. А акцизы уходят в общий федеральный бюджет.
В минувшем году начались разговоры про сбор экологический, который планируется первоначально «обкатать» на коммерческом транспорте и грузовых машинах. В Минфине убеждены, что необходимо заменить транспортный налог на экологический. Рассчитывать его будут, учитывая объем двигателя и его экологический класс и, конечно же, возраст автомашины. В результате такого расчета новым «экомобилям» дадут солидные понижающие коэффициенты. Эта идея по душе и Минпромторгу, целью которого является развитие автомобильной промышленности.
Спорят о транспортном налоге уже давно. На сегодняшний день существует три основных варианта. Первый - сохранить все как есть сейчас (и по этому пути мы сейчас идем). Второй вариант - включить транспортные сборы в стоимость топлива или же заменить их экологическим налогом. А третий вариант экзотический – сделать привязку транспортного налога только лишь к пробегу автомашины, по примеру Голландии. Хотя в России это не получится, так как народные умельцы просто будут скручивать спидометры.
Реформа транспортного налога ставит своей целью обновление российского автопарка, который во многих регионах походит на кладбище железного секонд-хенда на колесах. Задача сложная, поскольку автомобили старше 10 лет занимают до 50% этого парка. Старые машины потребляют больше горючего, причиняют ущерб природной среде и сильно изнашивают покрытие дороги. Вследствие этого нужно, чтобы тот, кто долго ездит и платил больше. Для компенсации средств при отмене налога, необходимо будет в стоимость топлива включить плату, составляющую 3-6 % от стоимости горючего, по подсчетам специалистов.
Налоговики считают, что это может привести к росту цены на горючее и также может разогнать инфляцию, так как горючее является существенной составляющей стоимости всех основных товаров, от хлеба и до промышленного оборудования.
А те же, кто является сторонниками «включения» транспортных сборов в стоимость топлива, напротив, уверены, что эта мера поможет решить много проблемных вопросов. Во-первых, у граждан будет стимул купить более новые и современные машины, которые потребляют меньше бензина. Во-вторых - возникнет спрос на электромобили и гибридные автомобили, за которыми, по всей видимости, будущее. А в-третьих - появится отличная возможность обложить реальным налогом физические лица, которые используют личный автомобиль в коммерческих целях.
Однако, технически «привязать» транспортный налог к стоимости горючего является большой проблемой, поскольку в России нет единой компьютерной сети, в которой собиралась бы вся информация с АЗС. Такая система успешно работает, к примеру, в США, где налог «включен» в стоимость бензина. Чтобы создать такую систему с нуля, потребуются огромные средства, которые неоткуда взять.
«Автомобилистам, по большому счету, все равно, какой налог на них накладывают и каким образом он распределяется. Они хотят верить, что их деньги расходуют на ремонт и строительство дорог», - заявляет Павел Строков, управляющий директор Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, который выступает за отмену налога на транспорт и включения его в стоимость бензина.
Заменять транспортный налог на экологический представляется достаточно неустойчивым путем, думает эксперт. Целью экологического налога является замена старых автомобилей на новые. Но обеспеченные граждане, имеющие деньги, и без того обновляют свои автомобили раз в три года. А у других людей просто нет такой возможности.
«Управлять транспортным средством всегда рискованно. Это связано с ДТП, причинением вреда здоровью пешеходов и т.д. Их нужно страховать. Если автомобилист не имеет 150-200 тысяч рублей для того, чтобы доплатить за современный новый автомобиль, то ему нет места на дороге», - категорично заявил Олег Дацкив, директор Аuto-dealer.ru .
Он считает, что самый разумный шаг будет, если заменить транспортный налог на экологический, хотя его параметры еще только разрабатываются. Эксперт полагает, что российскую норму «выбытия» автомашин нужно сопоставить с нормой развитых стран, что составляет 6-8 процентов автопарка. Иначе говоря, каждый год должны списывать в утиль 3 миллиона развалюх, что примерно соответствует величине годовых продаж автомобилей в России.