Вопрос:

Добрый день! Заказывала товар в интернет-магазне с применением пришедшего на почту промокода, давшего скидку 89%. Магазин такого не ожидал, на следующий день условия по таким промокодам были изменены, а мой заказ еще через день отменен по причине «отсутствия товара». Поскольку товар на сайте был, заказ оформился и я его оплатила, я написала в магазин письмо о своем несогласии с отменой заказа и требованием его выслать. Это письмо они проигнорировали, я и скинула им досудебную претензию с указанием статей ГК РФ о ЗПП, на это они ответили, что товар был ненадлежащего качества и теперь он весь списан (товар действительно убрали с сайта), но я знаю девушку, которая заказала такую же вещь позже меня, и её заказ отправлен, то есть магазин нагло врёт и уклоняется от исполнения своих обязанностей. Поскольку 10-дневный срок досудебной претензии истекает в понедельник, вопрос что делать дальше, если подавать в суд то в каком порядке, могу ли я сама составить исковое заявление или обязательно нужно нанимать адвоката, примут ли распечатки писем с электронной почты, или их надо заверять у нотариуса? Спасибо за ответ.
если претензия была послана в электронном виде (на email), она никакого веса не имеет? Если я планирую подать в суд, мне нужно еще раз отправить ее письмом?

Ответ:

Добрый день! Магазин в данном случае не прав и не мог просто так отказаться от исполнения уже заключенного с вами договора. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, может считаться публичной офертой, если в нем содержатся все существенные условия договора розничной купли-продажи (ст.494 ГК РФ). Публичная оферта означает, что магазин готов заключить договор на данных условиях с любым обратившимся клиентом. В вашем случае договор уже даже был заключен, т.к. вы произвели оплату товара. То есть магазин не может отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора.
В действиях магазина также может быть нарушение ФЗ «О рекламе». При желании вы можете отправить жалобы на этот магазин в Федеральную антимонопольную службу (по части нарушения закона о рекламе) и в Роспотребнадзор (по нарушению прав потребителей). Возможно, материалы их проверки пригодятся вам в суде в качестве дополнительных доказательств.

Поскольку по претензии ваш вопрос не разрешается, вы действительно можете обратиться в суд. Исковое заявление вы можете составить и подать самостоятельно, привлекать адвоката или юриста не обязательно. Если в процессе возникнет необходимость в помощи юриста, вы можете, например, нанять его только на одно заседание или взять подробную консультацию / заказать составление какого-то документа. У нас в регионе суды обычно принимают распечатки писем с электронной почты без нотариального заверения. Но вы можете уточнить у помощника судьи на приеме искового заявления. Если они потребуют удостоверить нотариально, вы можете чуть позже донести эти документы.

По общему правилу все претензии (юридически значимые сообщения) нужно направлять в бумажном виде на юридический адрес компании. Но по условиям договора может быть предусмотрен какой-то другой порядок обмена претензиями, в т.ч. через электронную почту. Если в вашем договоре такого нет, до обращения в суд стоит повторно направить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить лично под роспись на вашем экземпляре. Претензию можно не направлять по почте, если на вашу претензию, посланную по электронной почте, пришел официальный ответ фирмы (это подтверждает факт обращения с претензией).