Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

Требуется ли переквалифицироваться при наличии педагогического образования?

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.

Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.

Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).

Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.

После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания.

В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка

Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть.

Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете.

Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура

Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет.

Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.

Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия.

Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!

Источник: https://mel.fm/teachersday/1086432-become_a_teacher

Как повысить имидж учителя и привлечь на педагогические специальности лучших

Требуется ли переквалифицироваться при наличии педагогического образования?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Установить ответственность заказчиков педагогических кадров за закрепление молодых специалистов на местах предложил вице-премьер белорусского правительства Анатолий Тозик.

На днях в стенах Белорусского государственного педагогического университета прошло заседание рабочей группы по комплексному анализу системы образования, посвященное проблемам подготовки педагогических кадров в стране.

Профессия или диплом?

— Сколько времени у нас будет действовать принцип: «Эти педагоги поедут — направлю заявку и нам пришлют новых»? — спросил у присутствующих Анатолий Тозик.

— Предлагаю ввести жесткий порядок при распределении выпускников педагогических специальностей: например, не рассматривать заявки из регионов, где более 40% молодых специалистов уезжают после обязательной отработки.

Пусть глава района решает кадровую проблему самостоятельно — направляет молодых людей на целевую подготовку, готовит специалиста за счет средств районного бюджета или привлекает специалистов из других регионов…

Заместитель премьер-министра предложил подумать над резким сокращением набора на платную форму обучения на педагогических специальностях, а также над сокращением набора на бюджетные места.

— В начале 1990-х годов у нас было 1,5 миллиона школьников, а мы выпускали ежегодно около 5 тысяч молодых педагогов. Сейчас школьников у нас около 930 тысяч, а мы выпускаем 10 тысяч педагогов. Где логика? Причем примерно половина от этого количества — студенты платной формы обучения.

По нашим прогнозам, стоимость подготовки одного студента в 2014/2015 учебном году составит 32 миллиона рублей. А сколько платят студенты — 13-14 миллионов? Между прочим, в школы идет работать лишь 1% от общего числа «платников». Это колоссальный ущерб для бюджета, — подчеркнул Анатолий Тозик.

— Некоторые страны, которые, как и мы, столкнулись с падением престижа профессии, резко сократили прием на педагогические специальности. Зато в результате увеличился конкурс. И в обществе сложилось мнение, что поступить в педуниверситет достаточно сложно, а значит, престижно.

В Финляндии конкурс в педуниверситет составил в 2010 году 10 (!) человек на место.

Полагаю, что за счет сокращения объемов подготовки можно было бы направить сэкономленные деньги на поддержку тех, кто сознательно решил связать свое будущее с педагогикой (например, повысить им стипендии — особенно на остродефицитных для школы специальностях).

Нужно ввести особый порядок зачисления абитуриентов на педагогические специальности: помимо централизованного тестирования, предусмотреть для них и тестирование на пригодность к педагогической профессии.

Это позволило бы, с одной стороны, сделать набор более качественным и не допустить в университет и в профессию случайных людей, а с другой стороны, создать ореол исключительности вокруг профессии педагога.

Карьерные перспективы

По мнению руководителя рабочей группы, необходимо подумать над открытой системой педагогического образования, то есть, дать возможность желающим получить профессию педагога несколькими путями.

Сегодня на переподготовку по педагогическим специальностям принимают только лиц с педагогическим образованием.

А в ряде европейских стран педагогическое образование можно получить через различные формы: всего в мире существуют 32 формы получения педагогического образования.

— Почему бы нам не открывать педагогические магистратуры, куда бы мог прийти за педагогическим образованием, например, инженер? Есть мнение, что сознательно выбрать профессию можно только в 22-23 года, а в 17 лет это не всегда получается. Почему инженер не может преподавать в школе физику или техническое обслуживание? — поинтересовался мнением представителей системы образования Анатолий Тозик.

«А почему педагоги неохотно идут в магистратуру?» — прозвучал вопрос на совещании. Тем более что магистры имеют право уже в первый год своей работы на присвоение второй квалификационной категории.

Было высказано мнение, что получить вторую категорию учителю-практику проще, чем написать магистерскую диссертацию. К тому же и никаких особых доплат к зарплате педагоги с магистерской степенью не имеют.

В связи с этим возникло предложение дифференцировать зарплаты педагогов как в зависимости от уровня их образования, так и в зависимости от уровня профессиональных достижений (наличия квалификационной категории).

Анатолий Тозик считает, что нужно предусмотреть возможность получения молодыми специалистами первой категории уже после двух лет работы, но это будет касаться только самых талантливых, которые хорошо проявили себя и зарекомендовали в педагогической профессии.

Воспитай смену!

Много внимания на совещании было посвящено вопросам профориентационной работы. В нынешнем учебном году Белорусский государственный университет открыл на базе 20-й столичной гимназии профильные педагогические классы. Насколько успешным окажется этот опыт, станет известно только через два года, когда выпускники будут определяться с выбором жизненного пути.

— Считаю, что высшим учебным заведениям, где есть педагогические специальности, надо спускаться с небес на землю и идти в школы. Причем начинать профориентационную работу со средних классов.

Ведь в 11-х классах агитировать за профессию педагога поздно, — подчеркивает ректор БГПУ имени Максима Танка, профессор Александр Жук. — Надо возрождать педагогические классы и создавать педагогические гимназии — хотя бы по одной в каждой области.

И давать их выпускникам преференции при поступлении на педспециальности…

В текущем году почти треть первокурсников БГПУ — это выпускники учреждений образования Минской области и около 20% — выпускники столичных учреждений образования. Из 240 столичных школ на дневную бюджетную форму обучения поступили всего 109 человек.

— А давайте попробуем посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, — предложил Александр Жук. — Если из каждой школы (а их у нас уже более 3 тысяч) к нам придет всего по одному талантливому ученику, то весь прием будет качественным. Неправда, что молодежь совсем не хочет идти в педагогику. Это миф, который мы должны разрушить.

— Если выпускник возвращается в родную школу сначала в качестве практиканта, а затем и молодого специалиста — это мощная агитация за профессию учителя, — поделился своим видением ситуации Анатолий Тозик.

— Но если в педагогику никто из выпускников не идет, то возникает вопрос: а что это за школа, что за педагогический коллектив? Возможно, настало время ввести критерий оценивания работы и директора, и коллектива по наличию выпускников, которые не просто поступают в ВУЗы, а выбирают педагогические специальности. Также считаю, что, если у молодого специалиста истекает двухлетний срок отработки по распределению и он заключает первый контракт, надо его достаточно серьезно простимулировать. Скажем, заключаешь контракт на три года — получаешь одну сумму, на пять лет — большую сумму. Деньги внутри системы есть, надо только их правильно перераспределить.

Учителя или обладатели дипломов?

Еще одна тема, которая вызвала горячую дискуссию, — создание на базе Белорусского государственного педагогического университета учебно-научного инновационного кластера, который бы объединил педагогические классы и педагогические гимназии, средние специальные педагогические учреждения (в стране действует 12 педагогических колледжей), учреждения дополнительного образования и повышения квалификации, а также университеты, которые готовят педагогические кадры. Однако поскольку педагогических ВУЗов в стране всего два, а все областные университеты давно стали классическими университетами, то у многих представителей ВУЗов возникли вопросы по поводу предлагаемой модели.

— Мы могли бы объединить все упомянутые подструктуры на основе координации и сетевого взаимодействия, — пояснил ректор БГПУ Александр Жук. — Использование кластерной модели позволит нам объединить интеллектуальные и материальные ресурсы, педагогическую науку и передовую педагогическую практику.

Уже до конца этого года планируется разработать проект профессионального стандарта педагога, на основании которого будет пересмотрено содержание педагогического образования в разрезе всех специальностей и специализаций.

Тем более, что директора школ констатируют: с переходом областных педагогических университетов в статус классических там ослабла психолого-педагогическая и методическая подготовка будущих учителей.

Общее количество времени на изучение педагогики, предусмотренное учебным планом специальностей в классических университетах, почти втрое меньше, чем у нас на специальностях профиля «педагогика». Психология изучается в объеме вдвое меньшем, чем в педагогических университетах. И на педагогическую практику у нас отводится гораздо больше времени.

Между прочим, в Гомельской области регулярно проводится мониторинг по вопросам качества подготовки специалистов. Что интересно, руководители школ дают профессиональной подготовке выпускников педагогических колледжей более высокую оценку, чем выпускникам ВУЗов. Поэтому вопросы к качеству работы высшей школы, к сожалению, остаются…

Специалисты «узкого» профиля

Анатолий Тозик считает, что нужно возвращаться к подготовке педагогов по интегрированным специальностям — это решит ряд проблем, например, с той же педагогической нагрузкой:

— Давайте дадим студенту в течение первого или второго года учебы возможность выбрать себе еще одну специальность, причем необязательно интегрировать физику и математику или химию и биологию.

Почему нельзя подготовить, скажем, учителя истории и физической культуры или скомбинировать физику и изобразительное искусство? У нас в стране много небольших школ, где требуются многопрофильные специалисты.

Можно выбирать себе вторую специализацию в зависимости от потребностей региона или конкретной школы, когда студент точно знает, куда он пойдет работать после окончания учебы.

У некоторых участников совещания возникли сомнения по поводу того, что за четыре года можно подготовить педагога по интегрированной специальности. Их предложение заключалось в том, чтобы вторую специальность педагог получал в рамках переподготовки.

— Переподготовка — это когда с одной специальности человек переквалифицируется на другую. А нам нужно, чтобы в дипломе выпускника были записаны сразу две специальности, — парировал Анатолий Тозик.

Разошлись мнения членов рабочей группы и в вопросах повышения квалификации учителей. Нашлось довольно много сторонников идеи внедрения так называемого «образовательного ваучера». Почему педагог не может самостоятельно выбирать, где ему совершенствовать свой профессиональный опыт?

У оппонентов этой идеи был свой аргумент: поскольку повышение квалификации финансируется из местных бюджетов, то никто не захочет «выпускать» деньги из своего региона. К тому же у директора учреждения образования или органов управления может быть свое видение, что нужно региону, конкретной школе и, соответственно, педагогу.

«Воспитание» родителей

Естественно, что не могли обойти своим вниманием члены рабочей группы и вопрос повышения социального статуса педагога. Наиболее действенным способом насыщения кадрами учебных заведений было и остается повышение зарплат. Правительство поставило перед собой задачу довести средний уровень зарплат в области образования до средней зарплаты в регионе.

— Мы будем принимать меры по повышению заработной платы, но только в сочетании с мероприятиями по оптимизации затрат. Надо искать резервы в пределах отрасли, — подчеркнул Анатолий Тозик.

— В Беларуси заработная плата педагогов рассчитывается на ставку, которая составляет сейчас 20 часов. В Германии нагрузка на учителя колеблется от 24 до 27 часов, в Англии она составляет около 30 часов.

Приведу и еще одну цифру: в Беларуси на одного учителя приходится 9 учеников, а в европейских странах — от 14 до 16.

— Повышение престижа труда учителя напрямую связано с ответственным отцовством. Надо повышать ответственность родителей за воспитание своих детей, а не перекладывать всю тяжесть на плечи учителя, — поделилась своим мнением заместитель начальника управления образования Гомельского облисполкома Жанна Жданович. — Когда в 21.

00 милиция задерживает на улице подростка, который распивает спиртные напитки, кому звонят в первую очередь? Не родителям, а классному руководителю! А если милиция устанавливает факт употребления подростком наркотиков, то кого обвиняют и просят разобраться? Правильно, школу.

Уверена, что если родители будут больше времени уделять воспитанию своих детей, когда учителям не придется ходить по домам и проверять пожарные извещатели и печное отопление, а также выполнять различные поручения сельсоветов, то у них будет больше времени, чтобы заниматься своими непосредственными профессиональными обязанностями: готовиться к урокам, заниматься самообразованием и повышать свою квалификацию.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 1 октября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/10/55082.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.

Источник: http://www.afportal.ru/teacher/instruction/image-best

Можно ли работать психологом без профильного образования

Требуется ли переквалифицироваться при наличии педагогического образования?

Кажется, что в работе психолога главное ー уметь выслушать пациента и направить его мысли в нужное русло. Разве врождённая чуткость и жизненная мудрость не заменят таланту университетскую скамью? Разберёмся, нужно ли психологу высшее образование или можно обойтись профильными курсами.

В профессии существует ряд специализаций, каждая из которых подразумевает разный уровень образования и профессиональный опыт.

Медицинское образование нужно психотерапевту. Этот специалист работает в поликлиниках и больницах. Лечит расстройства психики: депрессии, навязчивые состояния, неврозы и фобии. Имеет право выписывать рецепты на лекарства. Может выполнять функции психолога, так как хорошо знаком с методиками работы этого специалиста.

Детский психолог может иметь как высшее медицинское, так и гуманитарное образование. Коррекционной работой с детьми и лечением может заниматься только специалист с медицинским образованием. Работать с личностными, семейными проблемами может психолог, имеющий специализацию или прошедший дополнительное обучение по детской психологии.

Организационный психолог консультирует персонал или работает в кадровой службе. Такой специалист подбирает персонал, оценивая личностные качества соискателя, проводит профессиональные тренинги, консультирует руководителей по вопросам управления.

Организационному психологу достаточно иметь оконченное образование по профилю «Общая психология» и прохождение курсов дополнительного профессионального образования или окончание университета по специальности «Психология служебной деятельности».

Психолог‑консультант занимается помощью людям, столкнувшимся с жизненными или профессиональными проблемами. Специалист проводит с клиентом беседы, которые способствуют нахождению новых путей для выхода из сложной ситуации. Такие специалисты получают высшее психологическое образование, работают в консультациях или ведут частную практику.

Педагог‑психолог работает в детских садах, школах, училищах, колледжах. Специалист помогает детям справиться с личными и учебными трудностями, находит индивидуальный подход к обучению, занимается профориентацией. Работать педагогом‑психологом может человек с базовым психологическим образованием или педагог, прошедший соответствующий курс профессиональной переподготовки.

О том, может ли стать психологом человек без профильного образования и кому подойдут курсы дополнительного образования по психологии, мы спросили у Марии Бородиной, ректора «Института профессионального образования».

Можно ли работать психологом без образования в области психологии?

– На этот вопрос можно ответить по‑разному. Мы все считаем себя лучшими психологами, врачами, учителями. Но именно в тех вопросах, которые касаются нас самих, наших родных и близких. Мы скорее любители, бытовые консультанты, «жилетки». Незнакомые человек не доверит вам решение своих психологических проблем и проблем близких людей, если вы не профессионал.

С юридической точки зрения работать психологом без профильного образования нельзя. Должности «Психолог», «Психолог в социальной сфере» или «Педагог‑психолог» может занять только специалист, имеющий профильное высшее образование.

С 2016 года происходит ужесточение требований к соответствию сотрудников занимаемой должности. В скором времени человек без психологического образования не сможет работать психологом.

Можно ли работать психологом после окончания курсов профессиональной переподготовки, не имея психологического образования?

– Такая практика действительно есть. Обычно подобная ситуация касается малой части педагогов или педагогов‑воспитателей, которые сначала занимали должность психолога по совместительству. Особенно это было характерно для малокомплектных школ в России.

Кому подойдут курсы профессиональной переподготовки по психологии?

– Курсы профессиональной переподготовки по психологии подойдут в первую очередь педагогам, воспитателям, педагогам‑психологам, психологам.

Педагогам и воспитателям эти курсы необходимы, поскольку для эффективного процесса обучения и воспитания детей, подростков, молодых людей требуются знания о психологических особенностях каждого возраста, особенностях когнитивных процессов.

Педагогам‑психологам и психологам курсы профессиональной переподготовки могут потребоваться, если с момента получения диплома о профильном образовании и начала профессиональной деятельности проходит несколько лет. Также курсы профессиональной переподготовки по профилю желательно проходить один раз в пять лет.

Важно ли для психолога непрерывное обучение?

– Скажем так, непрерывное обучение необходимо каждому человеку в независимости от его должности. Постоянно обучение и развитие должно быть направлено как на развитие личностных качеств, так и профессиональных.

От профессионализма психолога зависит решение внутренних проблем человека, а значит его карьера, личная жизнь и внутренний мир.

Экономика, образование, наука – все отрасли нашей жизни меняются постоянно, это непрерывный процесс развития.

Появляются другие точки зрения на существующие процессы и явления, новые результаты психологических исследований. И всё это необходимо знать уважающему себя и своих клиентов специалисту.

Мы узнали, что без профильного образования работать психологом не получится. Для начала карьеры необходимо закончить высшее образование хотя бы по профилям «Общая психология» или «Клиническая психология». Далее профессионально развиваться можно на курсах и тренингах для психологов.

Источник: https://blog.teachmeplease.ru/posts/Rabota-psihologom-bez-vyshego-obrazovaniya

Второе высшее по-хитрому – Журнал

Требуется ли переквалифицироваться при наличии педагогического образования?

Считается, что второе высшее образование в нашей стране можно получить только за деньги. Но некоторые ушлые студенты умудряются получать по несколько самых настоящих, а не липовых дипломов — и совершенно бесплатно.

АННА ВАСИЛЬЕВА

Магистр других наук

Бесплатно получить государственный диплом о высшем образовании, уже имея один в кармане, можно несколькими законными путями (многие, как это ни прискорбно, идут путем незаконным, но об этом позже).

Самым очевидным способом является магистратура. Студенты, получившие диплом специалиста или бакалавра, могут отправиться в любой другой вуз за дипломом магистра.

На сайтах абсолютно всех университетов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура — это возможность получения второго высшего образования бесплатно.

“На места, финансируемые из средств федерального бюджета, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью бакалавра или специалиста”,— говорится, например, на сайте Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

При этом уточняется, что при поступлении в магистратуру можно выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля вашего первого высшего образования. “Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы “4+2″ (бакалавриат + магистратура)”,— подчеркивают в Высшей школе экономики.

Этот путь хорош со всех точек зрения, в том числе и тем, что поступить в магистратуру некоторых вузов бывает легче, чем поступить туда же на первый курс.

“Я мечтал поступить в Высшую школу экономики со школы,— рассказывает 24-летний Руслан Пехов.— Но точно знал, что на бесплатное отделение мне не поступить, слишком высокие требования и конкурс большой. И тогда я пошел в МИИТ, получил там диплом бакалавра и с ним уже поступил в магистратуру в ВШЭ. Вступительные экзамены намного проще, и конкурс минимальный”.

Несмотря на то что в магистратуре учиться нужно всего два года, студенты, которые решили кардинально поменять направление в процессе учебы, действительно получают две полноценные профессии. “Я отучилась четыре года в Институте стран Азии и Африки МГУ,— рассказывает 25-летняя Настя Миронова.— Хорошо выучила японский, получила диплом бакалавра.

Однако потом поняла, что знание языка — это еще не профессия, работу найти будет сложновато. Поэтому решила, что диплом магистра я получу уже на факультете журналистики МГУ. Сдала документы, прошла конкурс, получила бюджетное место и через два года — второй диплом о высшем образовании.

Теперь работаю специальным корреспондентом в Японии и вполне довольна началом своей карьеры”.

Но что делать тем, кто уже стал магистром, а учиться все еще хочется?

За чужой счет

Тогда законный путь остается один — гранты. По сравнению с Западом в России тема грантов кажется не очень-то актуальной, тем не менее при желании и способностях образование с их помощью можно получить не только в России, но и за рубежом. Общественных организаций, предоставляющих такие гранты, на самом деле довольно много, стоит только задаться целью их отыскать.

Существует, например, Фонд Форда, который ежегодно объявляет конкурс на грант для обучения в магистратуре или аспирантуре в любом университете мира, включая российские. Есть Германская служба академических обменов (DAAD), благодаря которой гранты на второе высшее образование можно получить более чем по 2 тыс.

специальностей, причем обучение будет проходить не обязательно на немецком языке.

В этом году Британский совет в России возродил известную многим стипендиальную программу Chevening, обеспечивающую молодым специалистам не только бесплатное обучение в любом выбранном вузе Великобритании в течение 12 месяцев, но и проживание в этой стране.

Помимо возможности пройти курс обучения программа предусматривает спонсирование работы специалистов над краткосрочными исследовательскими проектами. От заявителей требуется высокий уровень владения английским языком, диплом о высшем образовании с отличными и хорошими оценками, а также опыт работы не менее двух лет по выбранной специальности.

Особый упор делается на намерение претендента на стипендию продолжить трудовую деятельность в России.

Подобные гранты пытаются выделять министерства иностранных дел всех стран, с которыми у России налажены дипломатические отношения. Поэтому, по сути, стоит выбрать страну, зайти на сайт ее посольства и внимательно изучить раздел, описывающий сотрудничество в сфере образования.

Так, на сайте посольства Франции опубликован список программ, по которым выдаются гранты, и кажется, что в них отражен весь спектр человеческой деятельности.

Здесь есть программа “Коперник”, которая рассчитана на молодых экономистов, юристов и инженеров, стипендии, предназначенные для российских студентов, желающих продолжить обучение в рамках второго цикла (мастер), гранты для выпускников вузов, которые хотели бы поступить на государственную службу, и многое другое.

Большинство этих грантов предполагает, что по окончании обучения специалистам будут выданы дипломы, которые приравниваются к официальным документам о получении высшего образования.

Без диплома, но со знанием дела

Всем уже давно понятно, что наличие диплома далеко не всегда свидетельствует о наличии знаний.

Поэтому желающим поднять свой уровень образования довольно часто приходит в голову, что куда логичнее выбрать какие-нибудь курсы повышения квалификации или приобрести новые навыки, не связанные с твоей профессией.

Количество платных предложений в этой сфере вообще бьет все рекорды, а вот над поиском бесплатных вариантов стоит потрудиться.

Уникальным здесь выглядит Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”, основанный в 2009 году. Цель института — “воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, от которых будет зависеть облик мира в XXI веке”.

Создатели проекта называют институт постдипломной программой, которая предназначена для выпускников высших учебных заведений — молодых профессионалов.

“Программа дает возможность поработать с авторами блестящих проектов в области урбанистики, архитектуры и коммуникаций из разных стран мира — опыт, неоценимый для всякого молодого специалиста”,— рассказывает директор по коммуникациям института “Стрелка” Александр Острогорский.

“Воспринимать обучение в нашем институте как обычное второе высшее образование все же нельзя.

Образовательная программа рассчитана на год, в течение которого студенты работают над проектами, идеи которых связаны с какой-то глобальной и российской проблематикой, например будущим энергетики или сохранением исторического наследия.

После обучения студенты получают сертификаты, но мы не выдаем дипломы государственного образца ни по российской, ни по западной системе”,— отметил Острогорский.

При этом поступить в “Стрелку” не проще, чем в какой-нибудь западный вуз. При поступлении студенты должны представить портфолио, объяснить, почему им важно это образование, и пройти серьезный конкурсный отбор: на место в прошлом году претендовали 12 кандидатов. После поступления всем студентам предоставляется стипендия, а в случае необходимости — места для проживания.

Обучение абсолютно бесплатное. “Да, у нас есть летние школы для всех желающих, где некоторые воркшопы — платные. Но для наших студентов весь курс обучения абсолютно бесплатен”,— уточняет Острогорский.

По его словам, поступить в институт могут не только те ребята, которые уже получили архитектурное или дизайнерское образование.

“Наша главная задача — находить пути решения важных для России и всего мира проблем.

Поэтому, если к нам придет не архитектор, а, например, физик и скажет, что мечтает применить в России инновационные подходы в области энергетики, мы будем только рады”,— подчеркнул Острогорский.

Однако, на его взгляд, для тех, кто хочет совместить учебу с работой, это не лучший вариант. “График обучения очень плотный. В течение года студентам предстоит освоить обширнейшую программу, которая состоит из лекций, мероприятий и обучающих поездок. Поэтому мы против того, чтобы обучение совмещали с серьезной работой, да и вряд ли это может получиться”,— считает Острогорский.

Если же стоит задача совместить образование с рабочим графиком, можно попробовать заставить платить за свое обучение работодателя. Некоторые фирмы организуют обучение своих сотрудников на рабочем месте. Это называется корпоративный университет.

Такие есть, например, у “Билайна”, “Северстали”, “Ингосстраха”, “Ростелекома”, “Вимм-Билль-Данна”, “Макдоналдса”, Coca-Cola и многих других. Хороши эти заведения тем, что студентам даются практические знания по узкой специальности без отрыва от производства.

Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, а процесс обучения строится на выполнении бизнес-заданий.

Надежда на лучшее

Не исключено, что в будущем учиться второй раз бесплатно в вузе будет проще. Во всяком случае, дискуссии на эту тему среди законодателей ведутся.

В 2008 году в Государственную думу был внесен законопроект, в котором депутаты предлагают позволить бесплатно получать второе высшее образование по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства.

В частности, предполагалось дать возможность еще раз бесплатно отучиться тем людям, которые захотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако номер не прошел.

“Тогда Министерству финансов просто стало жалко денег,— полагает один из авторов законопроекта, депутат от партии “Справедливая Россия” Елена Драпеко.— Конечно, нам объяснили это более благородной причиной: если уж и разрешать бесплатное получение второго высшего образования, то всем”.

При этом она уверена, что еще не все потеряно, и намерена повторно внести законопроект в ближайшее время. “Многолетний опыт объективно показывает, что в некоторых профессиях, например в профессии режиссера или дирижера, успех достигался только теми, кто поступал на эти специальности в возрасте 23-25 лет.

Дирижер — это второе образование по определению, поскольку человек как минимум до того должен получить музыкальное образование и стать, к примеру, отличным скрипачом”,— отметила депутат.

Она рассказывает показательную историю про молодого человека, у которого во время обучения на театральном отделении обнаружился редкий талант режиссера мультипликационного кино. “Вот вы мне скажите, много ли у нас режиссеров мультипликационного кино? Да почти никого! А парень действительно талантище.

И признают это все. Преподаватели и рады его еще раз бесплатно отучить по новой специальности, но не положено по закону. Вот и приходится собирать деньги по спонсорам,— говорит Драпеко.— Пытаемся найти деньги для талантливых ребят.

Но таких грантов мало, далеко не всем желающим и заслуживающим удается их получить”.

“Да и кроме того, в этом нет системы,— продолжает депутат.— Это какое-то ручное управление. Мы должны наконец признать, что есть специальности, обучаться которым нужно только взрослым людям”.

В обход закона

А пока законопроект ждет своего часа, ушлые студенты решают проблему второго высшего по-своему.

Согласно федеральному закону “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” каждый гражданин России имеет право бесплатно получить профессиональное образование на конкурсной основе и только если он получает образование данного уровня впервые.

Однако ответственность за получение второго высшего образования бесплатно в законе не предусмотрена. Не предусмотрен и порядок проверки данных о наличии у абитуриента законченного профессионального образования. И некоторые этим пользуются.

Абитуриент, как известно, обязан представить приемной комиссии документ, удостоверяющий личность, гражданство, документ государственного образца об образовании и фотографии. То есть нужно по идее представить и диплом о высшем профессиональном образовании, если таковой имеется. Более того, каждый абитуриент расписывается в том, что получает высшее профессиональное образование впервые.

“Законодательство не предусматривает ответственности за предоставление ложных сведений или непредставление определенных документов при поступлении в вуз,— рассказывает специалист Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова.

— А судебная практика по применению к таким делам ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ о предоставлении заведомо подложных документов пока не сформировалась”.

По идее ответственность в виде отчисления из вуза может быть закреплена в уставе вуза, но и этого тоже практически не бывает.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1590444

Очевидное-невероятное: «отменив» педобразование, Минпрос объявил чрезвычайное положение

Требуется ли переквалифицироваться при наличии педагогического образования?

Несколько дней назад произошло событие, которое осталось незамеченным для большинства: Минпрос дал разъяснение, что учителям не обязательно иметь педагогическое образование. Т.е. теперь будут брать на работу учителем с любыми дипломами, лишь бы они были – техническими, экономическими, менеджерскими. Но связанными с преподаваемым предметом. О чем говорит то, что произошло?

Ну, во-первых, долгие годы условие педагогического образования для учителя было решающим условием приема на работу, а при аккредитации учебного заведения – наличие педагогического образования у учителей. Также это важное требование ФГОС: в условиях, обеспечивающих качество обучения, указывалось наличие педагогического образования у учителя. 

Множество людей, которые хотели стать учителями, но не имели диплома, были вынуждены затрачивать огромные средства и время на обучение в педвузах (на заочном, например, отделении). Посылали в вузы своих работников и школы, если хотели пройти аккредитацию без замечаний по кадрам, что учителя не имеют высшего педагогического образования. И вот теперь это требование отменено…

Так что как минимум это воспринимается как вопиющая несправедливость. А как максимум – как утверждение о ненужности педагогического образования… А на самом деле, это – объявление в образовании чрезвычайного положения, или белый флаг полной и безоговорочной капитуляции, пробитие дна. 

Что могло породить эту ситуацию? Только то, что в разных регионах выявилась недостача педагогов, имеющих педагогическое образование. Попросту, там некому вести уроки, они пропадают, в аттестатах детям ставят прочерк.

Собственно, так и было еще со времен СССР в части сельских школ. И как-то с этим мирились. Но теперь, благодаря собственному законодательству, любая районная прокуратура может опротестовать выдачу аттестатов как незаконную. Потому что, святая-святых, образовательная программа не выполнена полностью. По часам по предметам. 

Особая проблема была в мелких сельских школах, обеспечивающих стабильность сел. А теперь эти мелкие школы ликвидированы (десятки тысяч!), и села стали хиреть, а их жители уезжать в города, чтобы дать детям образование. А педагогов не хватает уже в достаточно крупных школах в городах.

Касается это в первую очередь, Сибири и Дальнего Востока, и, как ни странно, Москвы и Петербурга. Педагоги из пригородов предпочитают работать в крупных городах.

А в самих Москве и Петербурге действует практика «черных меток», при которой нелояльные к директорам-самодурам педагоги, имеющие собственное мнение, выдавливаются из профессии, создавая дефицит педагогов в школах уже в столицах. На смену им приезжают другие, из регионов, и там тоже возникает дефицит педагогов.

Еще в ноябре 2017 года я написал заметку на Педсовете, в которой прогнозировал, что через пару лет педагогов станет остро не хватать, и взять их будет неоткуда. 

Тогда же О. Васильева  заявляла, что с педагогами все в порядке, их дефицита нет. Дефицит был, но снижается.

Через год, в июле и декабре 2018 года, она констатировала, что дефицит педагогов по стране все же есть, и в сельских школах он значительный, однако в целом он не превышает 1% общего числа учителей и ситуация постоянно улучшается. При этом в педвузы идет все более подготовленная молодежь, и скоро дефицит учителей, мол, исчезнет.

Надо сказать, что в вопросах дефицита учителей на Васильеву постоянно давит ОНФ – Народный фронт, но она упорно отмахивается от этих предупреждений.

И вот теперь, буквально, «КАРАУЛ!», идите в школу все, кто может. О.Васильева констатировала, что дефицит к 2029 году будет уже огромным, 188 тысяч учителей. И теперь снимаются ограничения по педагогическому образованию. То есть они в-тихую были сняты еще в 2016 году, а теперь ненужность педагогического образования широко пиарится в прессе и в Интернете.

Происходящее ставит все в образовании России с ног на голову и будет иметь крайне негативные последствия.

Сейчас несколько десятков тысяч студентов педагогических вузов по России решают, пойдут ли они на летнюю сессию. Дело в том, что по традиции до половины контингента студентов педагогических вузов – это заочники, которые уже работают учителем или педагогом дополнительного образования где-либо.

Теперь им продолжать обучение в педвузе не имеет смысла. То есть контингент педагогических вузов вот-вот обвалится практически наполовину. Это значит, что нагрузку в педвузах придется сильно сокращать, а также сокращать преподавателей, закрывать факультеты, и даже вузы в целом.

Раз педагогическое образование не нужно – значит не нужно.

Уже сейчас в крупнейших педагогических вузах страны закрываются факультеты. Например, в Тульском педагогическом университете им.Л.Толстого в прошлом году закрыли факультет начального образования. Все, приехали! Кто с дипломом высшего технического, экономического и какого-нибудь еще образования сможет работать с детьми в начальной школе? И сразу по всем предметам?

Конечно, сейчас вот объявили программу «Земский учитель», чтобы как-то залатать прорехи в учительских кадрах в небольших городах. Но откуда возьмутся эти учителя? Из людей, имеющих непрофильное образование? Не думаю, что такие люди надолго задержатся в школах и обеспечат высокое качество обучения. Но других учителей нет, ведь педагогические вузы перестают их готовить.

Понимаю, что можно спорить о качестве учителей и педагогического образования. Совершенно очевидно, что качество знаний учителей и качество подготовки в педвузах неуклонно снижается в последние годы. Не случайно тот же Минпрос и лично С.

Кравцов постоянно продавливает мероприятия по контролю качества подготовки учителей. Чем способствует выдавливанию из школ хорошо подготовленных учителей старших поколений. Плохо подготовленная молодежь же ничего не боится.

Как только подворачивается место работы в офисе, молодые выпускники педвузов без особых размышлений оставляют школу.

Но при всех недостатках педагогического образования, оно давало то, что не дает никакое другое образование в России:

1)      Это хорошие коммуникационные навыки, умение говорить с группой, с классом детей. Нигде, ни в каких других специальностях и направлениях у студентов не развиваются коммуникационные навыки, и они просто не смогут вести уроки, выступать перед классом и родителями.

Ну, за исключением единиц, получающих такую практику в командах КВН и т.п. Именно из-за своих коммуникационных навыков студенты педвузов котируются наравне с выпускниками университетов при приеме на работу в качестве менеджеров или даже выше.

Они могут говорить с клиентами и другими сотрудниками, чему не обучены выпускники классических и технических университетов.

2)      Педагогическая ориентация личности, которая формируется в результате многолетних раздумий о работе учителем, непрерывных практик в школе, которые начинаются еще на 1-м курсе и идут все годы обучения.
Поэтому даже не очень хорошо подготовленный выпускник педагогического вуза как учитель лучше, чем наугад, случайно взятый выпускник университета.

И вот, вместо того, чтобы задуматься, о том, почему стало так плохо с учителями и контингентом педагогических вузов, Минпрос решает проблему по-большевистски: профессионально подготовленных учителей упразднить и взять на их место всех желающих, любителей. Выиграет ли от этого школа? Повысится ли качество образования? Как это отразится на детях?

Уверен, что во всех случаях ответ один – ПЛОХО! Наша школа в очередной раз пробивает дно.

Конечно, есть среди недавно испеченных инженеров, физиков, математиков, филологов, экономистов (которые сами по себе тоже никому не нужны) и такие, кто постепенно станет хорошим учителем. Но таких – немного! Буквально единицы.

Для основной же массы переход в школу станет временной мерой, чтобы «перекантоваться» на время, пока не найдена работа получше.

У большинства этих людей нет личностной ориентации на педагогическую деятельность, на взаимодействие с ребенком, иначе бы они пошли в педвузы. 

Следующими вехами в кадрах будут: врачи без медицинского образования, судьи и прокуроры без юридического, военные без военного…

Переворачивает принятая мера и аккредитационные параметры школ и сам ФГОС.

Федеральный стандарт имел, если кто-то заметил, еще и ту особенность, что формулировал в комплексе требования, обеспечивающие КАЧЕСТВО обучения. То есть триаду: требования к материальному обеспечению учебного процесса, к кадровому.

Ну и требования к результатам подготовки учащихся. Отметьте – к результатам обучения, а не к самим учащимся. То есть учащиеся практически не причем, это школа обязана по стандарту обеспечить учащимся ВОЗМОЖНОСТЬ получения им каких-то знаний.

Но мы это не потянули.

И вот теперь Минпрос делает сразу две интересные вещи: 

1)      Отменяет кадровые требования к обеспечению учебного процесса. Как бы говорит: иди в школу, кто хочет, и учи – как получится. Потому что везде, во всех документах о должностных обязанностях учителя написано: методику учитель выбирает сам. Это его полное право. Материальные требования никогда толком не выполнялись.

2)      Но СОДЕРЖАНИЕ обучения, чему именно учить, мы учителю детально пропишем. В новой версии стандартов. И ни шага влево, ни шага вправо. За это – … А что за это? Непонятно. И проконтролировать это невозможно.

Новоявленные учителя «с улицы», не получившие курса методики по своим предметам, что-то, конечно, буду говорить из того, что написано в учебниках (единственных!), но обучением это не будет.

Вот вам и «единое образовательное пространство»! О каком-либо качество можно забыть.

Пора, пора отменять все эти ФГОСы, которые уже не выполняют своих функций, называть вещи своими именами – у нас теперь единая государственная учебная программа по всем предметам. От чего ушли, к тому и приплыли.

И возвращаемся мы в 1980-е годы. Годы застоя и упадка. Все, что было, было зря. День сурка в масштабах огромной страны и за 30 лет.  А знаете, что последует за этим?

Подписаться на канал автора, Александра Могилева

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/ocevidnoe-neveroatnoe-otmeniv-pedobrazovanie-minpros-obavil-crezvycajnoe-polozenie