Исповедь мамы:

Можно ли ребенка аутиста оставлять со знакомыми?

Мария Дубова с сыном. Фото из личного архива

Количество людей, у которых был диагностирован аутизм, постоянно растет. Практически у каждого из нас есть знакомые или даже родственники, у которых в семье есть ребенок-аутист. Эти родители, и я среди них, – люди, которые пропустили аутизм через себя. Это люди, которые знают об аутизме больше, чем любой специалист. Потому что они живут с этим каждый день.

У меня, как у мамы 11-летнего Яши, часто интересуются, что можно спросить у родителей ребенка аутиста так, чтобы их не ранить.

Это очень непростой вопрос, и я благодарна каждому, кто его задает. Потому что иногда люди не спрашивают, а просто начинают давать советы и говорить, как, по их мнению, правильно или неправильно воспитывать ребенка с особенностями развития.

Многие даже не задумываются, что подобные нравоучения или просто неосторожные слова могут ранить, потому что родители детей-аутистов очень уязвимы.

Как правило, проходит не один год, прежде чем родители смогут обсуждать особенности своей жизни с окружающими.

Я помню, что в начале нашего пути, когда Яшке было всего 4 года и кто-то на улице пытался со мной заговорить или помочь, я просто начинала плакать.

Помня себя, я очень хочу рассказать о том, о чем не надо говорить с родителями детей-аутистов, если вы встретили их впервые, и как вы действительно можете их поддержать.

Люди, у которых диагностирован аутизм, очень разные. Есть аутисты, которые не говорят. И есть прекрасно разговаривающие, некоторые пишут стихи, придумывают рассказы. Есть аутисты, которые прекрасно поют, а есть такие, кому медведь наступил на ухо. Есть математики от рождения, но есть и те, кто так и не научился считать.

Есть художники, видящие мелкие подробности и способные с поразительной точностью их прорисовать, и есть те, кто вообще с трудом замечает происходящее вокруг и живет в своем внутреннем мире. Есть спортсмены, очень подвижные и активные, а есть те, для кого выйти из дому, – это мука. Нет двух одинаковых аутистов.

Все разные, у каждого свои особенности и свои отличительные черты.

Когда люди узнают, что мой сын – аутист, они обычно пытаются меня подбодрить. Они говорят: “Вы знаете, недавно выяснили, что аутисты умнее нас”. Очень хочется спросить: кого “нас”? Люди с диагнозом аутизм такие же люди, как и мы с вами. Они не динозавры и не инопланетяне.

Другой вид моральной поддержки выглядит так: “А у вас сын – аутист, и как у него с математикой?” Это миф – что все аутисты умеют хорошо считать. Да, есть такие, которые умеют. Но есть и такие, которые не умеют.

Моему сыну 11 лет, и до недавнего времени, чтобы что-то сосчитать, он должен был это визуализировать. То есть нарисовать столько палочек, сколько требует пример.

Если это 3 плюс 7, то он сначала будет рисовать три палочки, потом семь палочек, а потом их все вместе считать. Так что – из за того, что у него совсем плохо с математикой, он не может быть аутистом? Еще как может.

Поэтому на вопрос, как у него с математикой, я обычно лаконично отвечаю: “Нормально”.

Человек, который решился поделиться тем, что его ребенок аутист, скорее всего, не ждет от вас заумных разговоров на тему изучения аутизма или подбрадривания. Он просто сообщает вам о возможности инцидентов или необычного поведения своего ребенка. И ждет от вас, что в этом случае вы не будете глазеть, показывать пальцем и говорить, что ребенок невоспитан. Он просто ждет от вас понимания.

Есть еще несколько вещей, которые не надо говорить родителям детей-аутистов.

Например: “Я тут недавно посмотрел фильм про аутистов, и там говорили, что надо заниматься определенным образом, и тогда все встанет на свои места”. Поверьте, проблема изнутри выглядит намного глубже, чем снаружи.

То, что вас шокирует или удивляет, для нас повседневная жизнь. Не стоит давать советы родителям о том, какая терапия, на ваш взгляд, самая действенная, после того как вы посмотрели одну передачу по телевизору.

Хуже упоминания о фильме может быть только фраза: “У моих друзей есть ребенок аутист, и он прекрасно справляется, ходит в школу, и его все любят. Мы, правда, нечасто это обсуждаем, но он выглядит нормальным”.

Конечно, я сразу реагирую в этой фразе на слово “нормальный”. Кто определил этот уровень нормальности? Как это – выглядеть нормальным? Что вообще такое нормальный и ненормальный? В медицинской среде для определения аутистов приняты слова: “нейротипичный” (сокращение НТ) и “нейронетипичный” (сокращение НН).

Мария Дубова с сыном. Фото из личного архива 

Но если вы скажете в разговоре с людьми, которые далеки от темы аутизма, что ребенок выглядит нейротипичным, боюсь, вас могут не понять. Поэтому просто опустите эту фразу вообще.

Я не говорю о близких друзьях или о родственниках. Но если вы встречаете человека в первый раз, не стоит рассказывать ему о том, что у ваших друзей тоже есть ребенок аутист – и он “прекрасно справляется”.

Несмотря на то что все аутисты разные, есть принятое деление на 3 типа: высокофункциональные, среднефункциональные и низкофункциональные аутисты. Различаются они между собой примерно как небо и земля.

Высокофункциональные аутисты – это те, у которых хоть и есть особенности поведения и восприятия мира, но они могут адаптироваться в обществе. Они, как правило, учатся в обыкновенной школе, иногда с личным помощником (тьютером), иногда справляются сами, и им достаточно только маленького класса.

Возможно, их реакции на некоторые события покажутся вам излишне эмоциональными, но у большинства из них есть шанс адаптироваться в жизни и, возможно, даже вести самостоятельную жизнь.

Среднефункционального аутиста понять зачастую бывает очень непросто, даже если он хорошо разговаривает. Он с трудом может выразить свою мысль. Например, мой 11-летний сын Яаков, хотя и говорит отдельные слова, а иногда и предложения, но не может задать вопрос или озвучить просьбу.

Он не может сказать такую простую фразу, как: “Мама, не ругай меня”. Единственное, что он смог сказать, когда я заставляла его лечь спать: “Яков болит”. У меня заняло около часа понять, что он имеет в виду. А на самом деле он просто просил меня обнять его, поцеловать и не ругать за то, что он не спит.

До среднефункциональных аутистов зачастую бывает непросто достучаться, понять их, раскрыть их таланты или, наоборот, понять, что их пугает. И именно родители – это проводники в реальный большой мир для таких детей.

Низкофункциональные аутисты чаще всего больше погружены в себя и совсем не общаются с внешним миром либо делают это минимально. Как правило, такие дети требуют постоянной заботы со стороны родителей и воспитателей, их ни на секунду нельзя оставить одних.

Может показаться, что чуть ли не любая реакция со стороны окружающих может ранить родителей детей-аутистов, но это не так. Простая и нейтральная реакция будет самой правильной.

То есть если вам сообщают, что в группе, где вы находитесь, есть ребенок-аутист, просто примите это к сведению. Когда мы с Яшей были на экскурсии в Городе Давида в Иерусалиме, я заранее подошла к экскурсоводу и предупредила, что в группе будет ребенок-аутист.

Я сделала это для того, чтобы она не удивлялась каким-то необычным реакциям или возгласам. Или тому, что мы вдруг неожиданно можем прервать экскурсию прямо посередине. И наш экскурсовод ответила: “Да, хорошо, я поняла”. Это ровно та реакция, которую мне бы хотелось увидеть.

Как будто я сообщила, что у моего ребенка голубые глаза. Хорошо, сказали мне. Мы приняли это к сведению.

А недавно мы с 8-летней младшей дочерью Дашей были в Музее искусств в Тель-Авиве. Прямо посреди одной из выставок мы увидели маму с бьющимся в истерике ребенком примерно 6 лет.

Мама держала его крепко-крепко, он пытался вырваться и громко кричал. Я увидела, что рядом с мамой уже суетятся ее подруга и сотрудник музея. Стало понятно, что моя помощь в данной ситуации будет лишней.

Поэтому единственная правильная реакция – не создавать ажиотажа вокруг этой ситуации.

Не глазеть, не показывать пальцем, а вести себя так, как будто ничего не происходит. Меня порадовало, что большинство посетителей музея так себя и вели. И действительно, ребенок довольно быстро успокоился. И уже через двадцать минут я видела этого ребенка с мамой и ее подругой в кафетерии за чашкой кофе.

Я не говорю, что надо быть равнодушным и проходить мимо. Я говорю лишь о том, что иногда не стоит навязывать свою помощь тем, кому она не нужна. И иногда самая лучшая реакция – это сделать вид, что ничего не происходит.

ЕЩЕ СТАТЬЯ ЭТОГО АВТОРА

Исповедь мамы: моя жизнь с сыном-аутистом в Израиле

 

Источник: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5615504,00.html

Жизнь с аутизмом: в каком возрасте не поздно ждать успехов?

Можно ли ребенка аутиста оставлять со знакомыми?

Анна Кук для bbcrussian.com

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption “Неужели я три раза подряд что-то недодала своим детям?”

Недавно мне на глаза попалась книга основателя фирмы Sony Масару Ибуки под названием, от которого мне стало физически нехорошо: “Детский сад – это уже поздно”. Еще его переводят на русский как “После трех уже поздно”.

Анна Кук – журналист, живет в Англии с 2007 года.

Анна растит троих дочерей. У старшей дочки в три года был диагностирован аутизм.

Этот блог – о буднях и праздниках не совсем обычной семьи и о том, как в Англии относятся к проблемам детей с нарушениями развития.

Блог “Жизнь с аутизмом”

Чувство тошноты и головокружения подступило потому, что увидела я эту книгу (хотя она была написана в 1971 году и в принципе очень известна), когда моей третьей, младшей дочке было почти четыре года.

Речь в книге идет о том, что именно в первые три года в голову ребенка важно заложить основу на всю жизнь. “Eсли в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как её использовать. Это как пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере”, – пишет автор.

Меня накрыло колоссальное чувство вины: неужели три раза подряд я что-то недодала своим детям, не помогла реализовать их способности, упустила драгоценное время и возможности, а теперь уже поздно?

“Уже поздно”

“Уже поздно” преследует меня с тех самых пор, как появились подозрения, что у моей старшей дочки Лизы аутизм. Это произошло семь лет назад, когда Лизе едва исполнилось два года.

– Может, я перенервничала во время беременности, и что-то пошло не так? Но теперь “уже поздно”.

– Может, во время родов не надо было соглашаться на искусственную стимуляцию? Но теперь “уже поздно”.

– Может, надо было все время носить ребенка на руках и не оставлять его одного в кроватке? Но теперь “уже поздно”.

– Может, не надо было делать прививку, после которой Лиза проболела месяц с температурой и сыпью? Но “уже поздно”.

– Может, надо было раньше бить тревогу и бросать все средства и ресурсы на круглосуточную терапию ребенка? Но теперь “уже поздно”.

На этом “уже поздно” не заканчивались. Книги, статьи, специалисты и, конечно, родительские группы в интернете любезно предоставляли новые:

– Если ребенок к пяти годам не освоил туалет, то так и останется на всю жизнь в подгузниках;

– Если до года не расстаться с пустышкой, будет плохой прикус;

– Если ребенок не заговорил к четырем-пяти годам, то, скорее всего, речь так и не появится;

– После семи лет развитие мозга замедляется настолько, что ожидать появления навыков, которые должны были сформироваться до этого возраста, уже нет смысла.

В четыре года, когда в Британии дети идут в школу, у меня был практически неговорящий, очень плохо коммуницирующий ребенок с пустышкой, в подгузнике и с очень сложным поведением.

Казалось, уже все, поезд уехал так далеко, что не догнать нам его никогда.

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption В четыре года Лиза ходила с пустышкой, в подгузнике и не говорила

“Год Лизы”

К счастью, Лиза, как и многие другие дети с аутизмом, – наглядный пример того, что нет, совсем не поздно. Ни в три, ни в шесть, ни в восемь.

https://www.youtube.com/watch?v=BMtMpxTR-9w

Что до всех этих вышеперечисленных “может”, – как я выяснила из научной литературы за последние годы, доказательств, что они могут вызвать аутизм, нет.

Пожалуй, самые ошеломительные успехи в своем речевом и социальном развитии Лиза сделала именно за последний год – со своих восьми до девяти лет. Даже школьный логопед, потрясенная успехами моей дочки, предложила объявить 2018-й “годом Лизы”.

Именно в этом году Лиза начала пытаться завязать разговор. Она стала задавать вопросы не только для того, чтобы попросить мультфильм или печенье, но и чтобы просто поговорить:

– Я хорошо поспала, а как ты спала, мама?

– Зоя, пора вставать, завтрак готов.

– Катя, а ты идешь сегодня в школу?

Лиза стала шутить: “Зоя, у тебя на голове подгузник! Пошутила!”

И, наконец, я дождалась слов, о которых, наверно, мечтают все родители: “Мама, я соскучилась. Я тебя люблю”.

Конечно, все эти потрясающие скачки в развитии появились не по мановению волшебной палочки.

Лиза слышала, как эти вопросы задают ей, как ее сестры постоянно шутят (в их возрасте все шутки, естественно, сосредоточены вокруг туалетной темы).

Много лет я на автопилоте проговариваю за Лизой все слова, комментирую все ее действия и происходящее вокруг, задаю вопросы и сама же на них отвечаю, специально создаю ситуации, чтобы дочке надо было выразить свои мысли словами.

В школе и дома мы работали (и продолжаем работать) над обобщением навыков – например, целый год мы учили, что вопрос, заданный одному человеку, можно задать и другому, а в рассказе об одном герое можно заменить его имя на другое.

То, что обычные дети усваивают интуитивно, вообще не задумываясь, для ребенка с аутизмом совершенно не очевидно. Его всему надо обучать, как, например, иностранному языку или культурологическим особенностям какого-то экзотического племени.

Учитывая, что мозг при аутизме работает по-другому, и довольно часто аутизму сопутствуют другие нарушения развития, на обработку и понимание каких-то жизненных понятий могут уйти годы.

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption В музеи Лиза стала ходить в обычные часы, а не в специально отведенное время для детей с аутизмом

Детям с аутизмом намного сложнее учиться, потому что они часто не способны увидеть картину целиком – они в буквальном смысле “за деревьями не видят леса”.

Они одновременно видят в окружающем их пространстве мельчайшие детали, прислушиваются к всевозможным звукам, могут улавливать самые слабые запахи, и при таком избытке информации не понимают, на чем им нужно сосредоточиться.

Чтобы освоить этот навык – воспринимать деревья как лес, вычленять главное, – требуется время, много времени.

И вот у Лизы, похоже, что-то “кликнуло”. В мозгу сформировались какие-то нервные связи, дело пошло на лад.

Видно, какое Лиза сама получает удовольствие от того, что она может общаться. Она радостно здоровается со знакомыми, пытается завязать разговор с сестрами.

Все чаще после школы Лиза не бежит в свою комнату, как обычно, чтобы провести вечер наедине с игрушками, а идет в комнату Кати и Зои, где они вместе собирают Lego, играют в “Монополию” или наряжаются в любимых героев мультфильмов.

На детских мероприятиях я украдкой смахиваю слезу, когда Лиза сидит с другими детьми и внимательно следит за аниматором, смеется над шутками и даже тянет руку, чтобы выйти и спеть песню в микрофон.

Параллельно у Лизы, наконец, проснулась мотивация писать от руки, раскрашивать и – самое радостное для меня – работать ножницами!

Все упражнения на мелкую моторику до сих пор у нас носили, скорее, формальный характер, потому что ей это было в принципе не интересно и не нужно.

На этот раз сработали детские журналы с наклейками, картинками, рассказами и вырезалками.

За последние несколько лет я, наверно, потратила на эти журналы целое состояние. Но раньше Лизу в них интересовали только наклейки и идущие в комплекте игрушки.

И вот опять “кликнуло”: читает, раскрашивает, пишет ответы к загадкам, пытается вырезать. Однажды, когда я пыталась помочь ей что-то разрезать, Лиза с негодованием убрала мою руку, и потом, еле-еле вырезав неслушающимися руками полоску бумаги, гордо сообщила: “Я сделала это сама!”

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption Наконец-то Лиза стала работать ножницами

Возрастные кризисы

К сожалению, даются успехи Лизе и всей нашей семье непростой ценой.

Как и маленьких детей, перед очередным возрастным скачком Лизу накрывает кризис. Это означает ужасные срывы в поведении, слезы, агрессию, тотальное непослушание, бессонницу. Пережить эти кризисы непросто.

Простейшие ежедневные действия – переодеться, причесаться, выйти из дома, даже сесть в машину – вызывают бурный протест.

Лизе требуется в несколько раз больше времени, чтобы понять, чего от нее хотят. В такие дни я научилась – и объяснила это дочкам – что Лизу нельзя торопить.

Иногда может пройти больше 5-10 минут, прежде чем смысл сказанных слов дойдет до Лизы, вызовет у нее волну негатива, потом дойдет еще раз, осмыслится и, наконец, вызовет приемлемую реакцию.

В кризисный период (а он может тянуться месяцами) достается от Лизы и сестрам. В особо сложные дни я стараюсь проводить с Катей и Зоей больше времени наедине или отправляю их к друзьям на передышку.

Но в конце нас всегда ждет награда – новые Лизины умения.

Конечно, я не рассчитываю на то, что она догонит когда-нибудь свою возрастную норму. Впереди еще годы работы над речью, постановкой звуков, преодолением агрессии и обучением социальным нормам.

Главное, что она двигается – шаг назад, два шага вперед.

И не бывает никаких “поздно”. Бывает “однажды”.

Анна Кук – журналист, живет в Англии с 2007 года. У ее старшей дочери в три года был диагностирован аутизм.

Источник: https://www.bbc.com/russian/blogs-46484597

«Слышим постоянно: «Неудобные дети»»: рассказываем, как челябинские семьи воспитывают аутистов

Можно ли ребенка аутиста оставлять со знакомыми?

Аутизм называют болезнью XXI века

Юлия Реутова

Квартира, в которой живёт восьмилетний Богдан, похожа на лабораторию. В комнате стоит большой сухой бассейн с крупой, а на всех подоконниках множество баночек с водой.

— В бассейне Богдан любит отдыхать, если крупа просыпается, то он её сам собирает, развивая мелкую моторику. А баночки с водой — его увлечение. Он обожает переливать жидкости, — объясняет мама мальчика Ирина.

Симпатичный мальчик стеснительно здоровается и с интересом знакомится. С виду обычный ребёнок, если не знать, что в два с половиной года ему поставили диагноз «аутизм».

— Я начала замечать странное поведение, Богдан не смотрел в глаза, не отзывался на имя, кружился вокруг себя. Мы сразу же обратились к специалистам, и наши опасения подтвердились, — вспоминает Ирина.

Ирина делает всё, чтобы её ребёнок был счастливым

Юлия Реутова

Богдан играет в игрушки и разговаривает. Вроде бы ничего необычного. Но для аутистов умение и желание говорить — это прорыв. У мальчика расписан весь день. С утра садик, потом занятия с одним педагогом, другим, третьим, плюс выполнение домашних заданий. И так по восемь часов в день.

— Мы не можем позволить себе расслабляться, брать выходные. Один день пропуска занятий — шаг назад, — говорит мама ребёнка. — Но в субботу и воскресенье стараемся делать несложные задания, типа сенсорной интеграции, где можно просто играть с пользой.

Ещё ходим на гравити, там дети в воздухе выполняют разные упражнения на растяжку.

Ирине пришлось отказаться от работы. И об этом она не жалеет.

— У меня долгожданный ребёнок. Когда ему поставили диагноз, врачи в голос заверяли: «Вам будет очень тяжело, очень сложно». А мне интересно с моим ребёнком, он меня радует каждый день. За эти годы я наслушалась всякого. Но вижу, что есть методики, которые дают колоссальный эффект. Сейчас врачи сами удивляются, как многому Богдан научился, — признаётся Ирина.

Переливать воду — любимая игра Богдана

Юлия Реутова

Своим умениям Богдан обязан родителям. Они оплачивают занятия, находят лучших педагогов. Но всё это не может заменить одного — общения с обычными детьми. Эффективнее этого педагоги всего мира ещё не придумали. Но, как оказалось, попасть даже в коррекционный детский сад не так просто.

— К заболеванию «аутизм» относятся настороженно. Оно мало изучено, и многие педагоги не хотят вникать в особенности работы с такими детьми. Им легче отказать, сказать, что они необучаемые, бесперспективные.

Даже нас пытались выдавить из коррекционного детского сада, отправить на домашнее обучение, чтобы мы закрылись в четырёх стенах и не мешали системе образования.

Есть такое понятие «неудобные дети», нам приходится его слышать постоянно, — делится опытом Ирина.

Аутизм называют болезнью XXI века, потому что с этим диагнозом рождается всё больше детей, но заболевание до сих пор мало изучено. Во врачебной практике есть примеры талантливых людей, страдающим расстройством аутического спектра. Считается, что признаки этого заболевания наблюдались у Билла Гейтса, Вуди Аллена, Боба Дилана и Ван Гога.

Если записать на видео, как Богдан играет с другими детьми, то не догадаешься, что среди них есть аутист. Но в детский сад в первую очередь попадает не ребёнок, а его документы.

— Расстройства аутического спектра могут быть очень разные. Это как заболевания желудочно-кишечного тракта, когда у одного человека гастрит, а у другого язва. К сожалению, в детсаду смотрят просто на документ и не хотят разбираться с тем, какой ребёнок в жизни, что он умеет, — говорит мама мальчика.

Пока мы общаемся с Богданом, с ним играет волонтёр — студентка педуниверситета. Вероника Гайнанова учится на втором курсе. Она прошла отбор на подготовку тьюторов, который проводила общественная организация «Открытое сердце».

— У меня мама врач, и тема аутизма дома иногда обсуждалась. На самом деле, я ожидала увидеть более худшую ситуацию. Оказалось, что Богдан способный, интересный мальчик. Видно, что родители приложили много усилий.

Он обучен навыкам самообслуживания, знает, что можно делать, чего нельзя, разговаривает, считает, читает и даже ходит в школу скорочтения. Я раньше даже не знала, как подойти к таким детям.

Теперь я не делаю замечаний, если Богдан повторяет слова, зацикливается на действии, просто старюсь этого не замечать, но закрепляем успех, для этого нужно похвалить, — делится впечатлениями волонтёр.

У Богдана впервые в жизни появился тьютор — волонтёр из педуниверситета

Юлия Реутова

Аутизм «приходит» после двух

С девятилетней Женей мы познакомились в горнолыжном комплексе «Солнечная долина». Вместе с мамой девочка приехала в лагерь для особых детей «Шаг вперёд». Там дети учились кататься на лыжах, чтобы укрепить мышцы. Родители говорят, что после пары занятий у ребят даже походка становится более уверенной, улучшается координация.

Мама Жени проходит тренинги — родителей специально отделили от детей, чтобы те почувствовали себя более самостоятельными. От девочки не отходит волонтёр-тьютор. Ксюша Гаспарян учится на четвёртом курсе педагогического.

Планирует работать дефектологом в детсаду. В этот раз ей достался «сложный случай». В девять лет Женя практически не разговаривает и плохо реагирует на происходящее.

Несколько лет назад её родители и представить не могли, что в их семье будет аутист.

Женя родилась обычным ребёнком. Всё как у всех у малышей — играла с игрушками, училась ползать, ходить. Того, что произошло потом, родители девочки не ожидали. В полтора года она превратилась в инвалида.

— У меня было ощущение, что жил обычный ребёнок, а потом из него словно выкрали душу, и она стала, как овощ, который только смотрит в одну точку.

Теперь я знаю, что это называется регресс, — говорит мама девочки Ольга Варнавская. — Многие грешат на прививки, которые ставятся в этом возрасте.

Но, скорее всего, это просто такой вариант проявления заболевания. Аутизм и коварен тем, что этот диагноз ставится не сразу.

Женя родилась обычным ребёнком, но потом стала инвалидом

Юлия Реутова

Ольга вспоминает, что от отчаяния была готова броситься к любому врачу, пообещавшему хороший эффект. Но результата не было. Как и другим мамам, на помощь Ольге пришли интернет и книги.

— Я прочитала очень много литературы. Есть книги, которые пишут сами аутисты. Их я тоже читала, чтобы понять, что чувствует моя дочь, что происходит в её сознании. Из книги, автором которой была мама ребёнка-аутиста, я узнала, что есть АВА-терапия.

Начала интересоваться, скачала все материалы по этой методике. Я не учитель, но пыталась сама заниматься по ней с Женей, потом знакомила с этой методикой педагогов.

Сейчас её продвигают общественные организации, в которую входят такие же родители, как и я, — объясняет Ольга Варнавская.

АВА-терапия — комплекс педагогических решений, когда стратегия работы с ребёнком выстраивается на основе того, что он умеет или не умеет, без оглядки на диагноз. Специалисты уверяют, что такой подход помогает лучше понять ребёнка, скорректировать его поведение, научить общаться.

Ольга на примере своей дочери убедилась в эффективности научного подхода, проверенного практикой.

— Никакие медикаменты и обучение в коррекционных школах не дают такого эффекта. Мы начали заниматься по методу прикладного анализа поведения, когда Жене было три года. Каждый день у неё прогресс. Она может полностью себя обслужить — одеться, почистить зубы, поесть.

Да, она развивается не так, как обычные дети, отстаёт, но то, что для других обычное явление, для нас — успех. Ещё год назад я не представляла, не верила, что Женя будет такой, как сейчас — проявлять интерес к чему-то, отвечать на вопросы.

Сейчас мы с ней разговариваем, вы даже не представляете, какое это счастье, — приводит примеры Ольга.

С чужими людьми Женя практически не говорит, при этом хорошо читает и даже пересказывает. Она отлично владеет телефоном, пользуется интернетом. Вот и сейчас девочка быстро находит любимую песню мамы — по вечерам они любят танцевать вдвоём. А недавно Женя стала одной из лучших во всероссийской викторине.

Евгения учится во втором классе коррекционной школы восьмого вида — для умственно-отсталых детей, других вариантов в России для таких учеников нет. Несколько лет ребёнок находится под патронажем Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Один из лучших специалистов по АВА-терапии в Челябинске Марина Пинкус написала для педагогов Жени специальную программу. В школу девочка пришла как положено с тьютором.

Но на этом положительный опыт внедрения изменений в коррекционную систему образования Челябинска закончился.

— Нас пытались отправить на домашнее обучение, — слышим мы уже знакомые слова. — За год у нас сменилось три тьютора, потому что просто выживали из класса, даже коррекционного. На собрании директор прямо говорила: «Почему все дети без тьюторов, а вы такие особенные?!». Видимо, им не нравилось, что кто-то из взрослых присутствует на уроках.

Лучшее лекарство — это общение

Слово «тьютор» с английского переводится как педагог-наставник, опекун, попечитель. Это специалист, сопровождающий ребёнка и помогающий ему сориентироваться. Например, студентка-волонтёр Ксюша Гаспарян помогает своей подопечной включиться в игру.

— Аутисты не говорят о своих желаниях: они хотят пить, но не просят, хотят поиграть с другими детьми, но не могут к ним подойти. Даже сейчас ребята играют, а Женя стоит в стороне. Моя задача направить свою подопечную, сказать «Женя, пойдём поиграем в мяч», — объясняет Ксюша.

Девушка признаётся, что на тренингах, которые проводились перед тем, как попасть в семью, услышала много практически полезной информации:

— У нас читали лекции по психологии детей с аутизмом, мне было интересно на них. Но этой информации недостаточно. Я рада, что благодаря инициативе организации «Открытое сердце» стала волонтёром и получила там новые знания и могу применять их на практике.

Тьютор Ксюша и её подопечная нашли общий язык

общественная организация «Открытое сердце»

В Южно-Уральском гуманитарно-педагогическом университете начинали готовить профессиональных тьюторов. В 2014 году это направление закрылось «из-за невостребованности» — не могли набрать студентов. Но родители детей настаивают, что без тьюторов подаренное особым детям право на инклюзивное обучение невозможно.

— Тьютор не заменяет родителей или педагога. Он выполняет роль «незаметной феи», помощника. Может вовремя направить ребёнка, помочь высказать просьбу или попросить перерыв для отдыха, — рассказывает руководитель челябинской общественной организации помощи «Открытое сердце» Елизавета Кириллова.

«Открытое сердце» начало работу два года назад. Первым шагом был проект «Инклюзия без границ»: семинары для педагогов детских садов и школ.

Елизавета признаётся, что большая часть времени уходила вначале не на знакомство с методиками, а преодоление стереотипов, объяснение того, что особые дети обучаемы и не опасны для других.

Сейчас реализуется проект «Шаг вперёд», задача которого подготовить тьюторов к работе с детьми. Именно эти специалисты смогут потом помочь детям в обычном детском саду или школе.

— У нас идёт подготовка к созданию ресурсного класса, этот проект предполагает создание площадки для обучения детей с аутизмом или синдромом Дауна на базе общеобразовательной школы.

В нём предусмотрено всё — работа с педагогами, родителями учеников, работа тьюторов и написание специальных программ для особых детей. Эта схема уже работает в нескольких городах России.

К сожалению, в Челябинске даже самые прогрессивные школы относятся к инклюзии с большой настороженностью, но есть смелые, и мы будем с ними работать, — обрисовывает ситуацию Елизавета Кириллова.

Родителям аутистов приходится бороться за места даже в коррекционных детсадах и школах

Юлия Реутова

Законное право на инклюзию

Заведующие детских садов и директора школ знают, что право особых детей учиться в обычных, а не коррекционных учреждениях закреплено в последнем законе «Об образовании».

Это называется «инклюзивным обучением» и предполагает обеспечение равного доступа к образованию даже тем, кто нуждается в индивидуальных программах.

По сути, уже сейчас в любой группе детского сада или классе может появиться ребёнок с аутизмом или синдромом Дауна.

— Аутизм — это нарушение социального взаимодействия. В коррекционной школе такие дети перенимают быстро всё «плохое» и не учатся хорошему, получается, что нашим детям не дают шанса на развитие.

Я знаю случаи, когда аутиста отправили в обычную школу. Он сидел пять минут на уроке, потом его выгоняли в коридор, где он слонялся там до окончания занятий.

Я такого для своего ребёнка не хочу, — говорит мама девятилетней Жени.

Родители особых детей не штурмуют учебные заведения, не берут напором, хотя закон это позволяет. Они понимают, что школа должна быть готова к инклюзии, и необходимо обучить педагогов, создать среду.

Только тогда совместное обучение особых и обычных детей будет проходить без ущерба для всех.

Мамы Богдана и Жени не мечтают о том, что их дети вырастут гениями и отличниками, они просто желают своим детям нормального человеческого общения на равных с другими детьми.

Источник: https://74.ru/text/gorod/54243461/

Как встретить зимние праздники, если в семье ребенок с аутизмом? | Фонд Выход, аутизм в России

Можно ли ребенка аутиста оставлять со знакомыми?

30.12.12

Как не превратить самый веселый праздник в мучение для ребенка и семьи

National Autistic Society (NAS)
Перевод: Елизавета Морозова
Источник: autism.org.uk

Рождество, Новый год и другие зимние праздники могут быть радостным и веселым периодом, но они же могут вызывать очень сильный стресс.

Люди с аутизмом могут легко впасть в замешательство и испытывать стресс при любом новом занятии, связанном с праздником, и это, в свою очередь, может расстроить остальную семью.

В этой статье предлагается несколько идей, которые могут помочь семье такого ребенка или взрослого «пережить» праздник.

Аутизм не помеха веселому празднику, однако заблаговременная подготовка очень важна.

По мере приближения праздника, вам следует отметить дату на календаре, которым пользуется ваша семья или специальном календаре ребенка.

Вы можете также узнать, когда в школе начнут обсуждать тему праздников и предложить им ввести такой же календарь, чтобы отсчитывать оставшиеся дни до каникул. Это обеспечит последовательность и предсказуемость.

Если же у вас не остается времени на подготовку с вашим ребенком, то используйте то, что есть.

Вы можете просто обвести дату Нового года или Рождества на календаре. Или вы можете отметить начало и конец зимних каникул, чтобы ребенок лучше адаптировался к ним.

Вы можете выделить весь период каникул и обозначить их как «Праздники».

Отметки на календаре помогут вашему ребенку приготовиться к тому, что он не будет больше какое-то время ходить в школу, и, следовательно, привычный распорядок дня у него изменится.

Затем вы можете начать ежедневно обсуждать с ребенком «зимние праздники» и их значение. таких бесед зависит от конкретной семьи.

Вы можете принести буклет о религиозном празднике с картинками, например, какие украшения обычно используются и какие блюда обычно готовятся.

Однако не забывайте о том, что ваш ребенок понимает все очень буквально, поэтому он может разволноваться, если ваш праздник не будет похож на праздник на картинках.

На своем семейном календаре вы можете отметить дни, в которые вы будете покупать елку и украшения, когда вы будете менять оформление комнат, наряжать елку, а также все остальные перемены. Обязательно отметьте в календаре даты, когда к вам в гости придут родственники или друзья.

В период праздников в жизни семьи многое может измениться, но для вас очень важно сохранять привычный распорядок жизни ребенка насколько это возможно. Используйте ежедневное визуальное расписание с ребенком, чтобы наглядно показывать ему, чем он будет заниматься в течение сегодняшнего дня.

Вы можете привлекать ребенка с аутизмом на всех этапах подготовки к празднику. Ребенок может выбирать вместе с вами елку и украшения, или вы можете показать ему, где лежат украшения, а потом попросить его принести их и помочь достать.

Это поможет ребенку привыкнуть к этим предметам, даже если они не меняются год от года. Также желательно вовлекать ребенка в процесс украшения дома, даже если он просто будет находиться в той комнате, где проходят приготовления.

Это может предотвратить негативные реакции на появление новых предметов в знакомой обстановке.

Если ваш ребенок проявляет интерес к приготовлениям, то вы можете поручить ему конкретное задание, на котором он может сосредоточиться. Это поможет ребенку почувствовать свою значимость и уменьшит тревожность в отношении происходящих вокруг перемен.

Такой календарь для отсчета дней был изготовлен одной мамой для отсчета дней до Рождества. Каждый день дети могут открывать один пакетик с датой и находить там специальную записку, открытку или маленький подарок.

Календарь для отсчета дней также можно сделать из фотографий, маленьких коробочек и так далее.

Такой календарь может стать развлечением для любого ребенка, а ребенку с аутизмом он поможет сделать праздник более предсказуемым.

Если ребенку очень тяжело принять изменения в окружающей обстановке, то вы можете растянуть процесс украшения на несколько дней. Например, вы можете установить елку на место, и оставить ее там на несколько дней. Затем вы можете украсить елку. А еще через несколько дней вы можете добавить украшения для дома.

Часто нас спрашивают, какие игрушки или подарки лучше всего купить ребенку с аутизмом. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого отдельного ребенка и его интересов. Однако мы предполагаем, что если ребенок с аутизмом получит очень много подарков от разных людей сразу, то это может вызвать сильную перегрузку.

Возможно, лучше подарить лишь часть подарков или один подарок в день – один от мамы, один от папы, один от бабушки и дедушки. Другие родственники и друзья семьи могут вместо подарка отдать деньги родителям, чтобы использовать их для покупки подарков в другое время.

Или же они могут договориться дарить один подарок в день, чтобы уменьшить возможную тревожность у ребенка.

Десять идей для счастливого праздника

Те аспекты зимних праздников, которые особенно приятны для «нейротипиков», могут вызывать серьезные трудности у людей с аутизмом. Читатели британского журнала для родителей детей с аутизмом Communication поделились следующими идеями из личного опыта о том, как можно сделать праздник радостнее для «особенных» детей.

1. Посмотрите на праздник глазами своего ребенка

Какие аспекты праздника ему понравятся? Выберите один аспект праздника и сделайте его частью ежедневного распорядка дня. Можете назвать это «его ежедневное рождественское занятие». Выберите что-то, что другие дети смогут делать вместе с ним.

Это не обычный американский Санта-Клаус. Это Санта-Клаус, “дружественный к аутизму”.

Такие встречи организуются специально для аутичных детей – в тихих местах, без очередей и огромных толп, которые могут вызвать сенсорную перегрузку у такого ребенка.

И такой Санта-Клаус понимает особенности маленьких аутистов – он не говорит оглушительным громким басом и не обратит внимания на возможные странности в поведении ребенка.

2. Какие аспекты праздника могут вызвать у ребенка сенсорную перегрузку и их лучше избегать?

Возможно, лучше выделить отдельные праздничные зоны в вашем доме, которые остальные дети могут украсить, а спальню ребенка и места, где он проводит много времени, например, гостиную, лучше оставить без изменений. Это может уменьшить любую сенсорную перегрузку и тревожность у ребенка из-за изменений в доме.

3. Каждый день в расписании ребенка должны быть привычные периоды «без праздника»

Это поможет вам отследить его уровень тревожности и подстроиться под ребенка в течение остального дня.

4. Получение подарков может вызывать перегрузку и замешательство у людей с аутизмом

Одна из идей состоит в том, чтобы выделить в расписании ребенка специальный период времени «на игрушку», и поместить новую игрушку рядом с его любимой.

Таким образом, у ребенка не будет перегрузки от получения нескольких новых игрушек сразу.

Вы можете каждый день помечать определенный период времени в его визуальном расписании специальным символом, обозначающим, что он может играть с новой игрушкой.

5. Используйте календарь «отсчета дней» для периода зимних праздников

Календарь отсчета дней изготавливается из определенного количество предметов или карточек с датами, чтобы ребенок мог каждый день убирать одну карточку или предмет, пока не наступит день праздника. Календарь отсчета дней позволяет ребенку подготовиться к предстоящему событию и изменениям, с ним связанным.

Вы можете поместить на определенную дату календаря фотографию мероприятия или места, куда вы собираетесь отправиться вместе с ребенком. Каждый день вы сможете наглядно показывать ребенку, сколько дней остается до мероприятия или поездки (некоторые люди считают не днями, а «сном ночью»).

Такой же календарь отсчета дней можно использовать для подготовки к началу и окончанию зимних каникул в школе.

6. Выделите в расписании ребенка «тихий час» в одиночестве, когда он может заниматься своим самым любимым делом или играть с любимой игрушкой, в то время как другие дети в семье будут заниматься тем, что вызовет у него перегрузку, например, будут открывать свои подарки

Может быть, ваш сын может поиграть на компьютере или пересмотреть DVD с любимым фильмом, чтобы отдохнуть от всей праздничной суеты?

7. Заручитесь помощью друзей и членов семьи в ключевые моменты праздника

Если другие дети в семье хотят писать письма Деду Морозу, репетировать свои роли в школьной пьесе и наряжать елку, а ваш ребенок совсем не хочет во всем этом участвовать, то попросите друга или родственника присмотреть за ребенком, пока тот займется любимым делом, например, поиграет на компьютере. Или вы сами присмотрите за ребенком, пока бабушка или друзья семьи займутся праздничными делами с другими детьми.

8. Поддерживайте связь с вашей школой. Поговорите с учителем ребенка о том, как он или она помогает ребенку подготовиться к празднику

Попробуйте использовать в школе те же стратегии и символы, которые вы используете дома. Если добиться однообразия, это уменьшит тревожность ребенка. Если вы используете разные символы и стратегии, то ребенок может подумать, что праздник в школе и праздник дома – это совершенно разные вещи, и у него будет двойная перегрузка!

9. Сам праздник

Какие бы вы не ввели изменения в расписании ребенка на зимних каникулах, не меняйте их в день праздника. Пусть его распорядок дня останется неизменным настолько, насколько это возможно. Очень важно подумать о праздничных изменениях как можно раньше и подготовить к ним ребенка заранее.

Например, если к ребенку приезжает бабушка, которая будет гостить у вас шесть дней, то повесьте шесть фотографий кровати и фотографию бабушки заранее, чтобы обозначить продолжительность ее визита.

После приезда бабушки снимайте каждый день одну фотографию кровати, чтобы подготовиться к ее отъезду.

10. Дед Мороз

Иногда один вид мужчины в костюме Деда Мороза заставляет детей в спектре аутизма кричать и убегать в противоположном направлении. Если вы планируете отвести ребенка на праздник с Дедом Морозом, возможно, лучше подготовить его к тому, что там будет мужчина в красном костюме и белой бороде, и заранее показать ему фотографию человека в подобном наряде.

Этот список практически исчерпывающий. Можно только добавить, что при украшении помещения или елки очень важно привлекать человека к участию, даже если ему не очень хочется этим заниматься.

Можно просто заниматься этим у него на виду или иначе давать ему понять, что именно сейчас происходит – это очень важно.

Если человек вернется и внезапно обнаружит елку посреди комнаты, то это может вызвать шок!

Воспитание детей с аутизмом, Методики и лечение, Сенсорика и моторика

Источник: https://outfund.ru/kak-vstretit-zimnie-prazdniki-esli-v-seme-rebenok-s-autizmom/

Аутизм у детей

Можно ли ребенка аутиста оставлять со знакомыми?

     Аутизм — это психическое заболевание, при котором происходят выраженные нарушения в коре головного мозга, приводящие к полному нарушению социальной адаптации и особому восприятию собственного внутреннего мира.
Впервые случай аутизма у детей был описан в 1943 году. Это открытие сделал Г. Аспергер.

В последствии даже один из синдромов, при котором развиваются симптомы заболевания, был назван его именем — синдром Аспергера.      Определение болезни было дано гораздо позже, после накопления статистических данных о заболевших. Заболевание может встречаться в любом возрасте, в том числе у новорожденных.

Детки, которым установлен диагноз «аутизма», требуют к себе более внимательного отношения и применения специального подхода.

Причины.

На сегодняшний день большинство ученых считают, что причиной заболевания становятся нарушения в генетическом аппарате или врожденная генетическая наследственность. Очень часто первые признаки болезни можно заметить у грудничков или малышей первого года жизни. Однако эти проявления часто списывают на особенность характера или темперамента ребенка.

У мальчиков аутизм встречается гораздо чаще. Соотношение — 4:1. Девочки болеют реже. Часто малышки имеют высокую предрасположенность к болезни, если у их близких родственников или родителей есть данное заболевание.Наследуется болезнь по аутосомно-рецессивному признаку.

Это означает, что даже если оба родителя будут больны аутизмом, то риск рождения здорового ребенка у них составляет 25%.Не только наследственная предрасположенность может привести к появлению заболевания. Есть научные исследования, которые показали связь между воздействием некоторых провоцирующих факторов на развитие болезни.

Как правило, такое действие происходит во время внутриутробного роста малыша.К таким провоцирующим факторам относят:1. Инфицирование беременной женщины различными бактериальными или вирусными инфекциями. Особенно опасно такое заражение плода в период первых 8 недель внутриутробного развития.2.

Воздействие на будущего ребенка различных токсических химических веществ. Обычно это происходит, если мамочка во время беременности работает на вредных производствах или промышленных предприятиях.

3. Сильное ионизирующее излучение. Встречается на различных производствах, где проводятся работы с ультразвуком или инфракрасными лучами. Все виды радиоактивных излучений также могут повлиять на строение нервной системы, и вызвать симптомы аутизма.

Классификация.

Ранний детский аутизм может протекать в различных вариантах. Обычно врачи используют различные классификации, которые позволяют разделить формы болезни по сходным признакам.
Заболевание может быть легким, средней степени тяжести и тяжелым. В основе этой классификации лежит степень выраженности неблагоприятных симптомов.


При легкой степени
тяжести нарушения интеллектуальных способностей у малыша не происходит. Такие дети практически не отстают в уровне психического развития от своих сверстников. При внимательном наблюдении за ребенком можно обнаружить некоторые особенности. Как правило, такая форма заболевания диагностируется в 3 года.

При аутизме средней степени тяжести проявляются уже более стойкие нарушения со стороны моторных функций, а также присоединяются речевые нарушения. Дети в 2 года практически не разговаривают.

Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова или фразы, но речевые обороты лишены смысла и являются только простым набором слогов.
Для тяжелого течения характерны выраженные нарушения мозговой деятельности. Дети практически не реагируют на окружающих, не отвечают на вопросы, к ним обращенные.

Малыши в возрасте 1,5 года по развитию соответствуют 6-7 месячному ребенку. Эта форма болезни характеризуется неблагоприятным течением и сравнительно плохим прогнозом лечения.

Признаки аутизма.

К основным проявлениям заболевания можно отнести следующие симптомы:1. Обеднение эмоций. Малыши, не имеющие отклонений в психическом развитии, при любой улыбке или поглаживании испытывают положительные эмоции и реагируют в ответ. Дети, страдающие аутизмом, практически никак не отвечают. Физический или телесный контакт не вызывает у них никакого ответа.

Ребенок остается безучастным или старается отвернуться.2. Сосредоточенный взгляд. Обычно малыши первого года жизни начинают фиксировать взгляд на каком-то одном предмете. Чаще всего у детей с аутизмом можно наблюдать «отсутствующий» взгляд. Они никогда не смотрят собеседнику в глаза, зато часами могут рассматривать какую-то часть от игрушки или рисунок на стене.

Часто кажется, что малыш просто погружен в себя.3. Медленное приучение к горшку. Обычно для малышей, страдающих аутизмом, это становится очень трудной задачей. Часто только в возрасте 3-4 лет ребенок полностью отучается от подгузников и привыкает ходить в горшок.4. Нарушения речи. Как правило, малыши-аутисты начинают говорить достаточно поздно.

Даже после произнесения первых слов они могут замолчать на долгое время. Спустя несколько месяцев они снова начинают говорить, однако произносят всего несколько отдельных слогов или однотипных слов.5. Многократные повторения слов. Малыши, страдающие аутизмом, очень часто повторяют несколько слов. На вопрос «будешь кушать?» они могут несколько десятков раз повторить «кушать, кушать, кушать».

Это прекратиться, только когда кто-то из родителей скажет «кушать» после монолога ребенка. После этого он обычно замолкает.

6. Однотипные движения. Малышам-аустистам очень нравится повторять какое-либо действие много раз. Обычно они включают и включают свет или открывают водопроводный кран. Любые попытки сделать замечание, что так делать нехорошо или неправильно, ребенок не воспринимает адекватно и начинает повторять снова и снова.

7. Изменение походки. Довольно часто маленький аутист начинает ходить на цыпочках или сильно размахивает при ходьбе руками, как бы изображая птицу или бабочку. Некоторые малыши могут подпрыгивать при ходьбе.8. Психологические особенности. Обычно малыш, страдающий аутизмом, становится более замкнутым.

Такие дети часто испытывают серьезнейшие трудности в попытках завести новых друзей. Малыши обычно не играют с другими детьми в песочнице или уходят с детской площадки, избегая новых знакомых.9. Любимые продукты питания.

Обычно ребенок, страдающий аутизмом, имеет выраженную наклонность и любовь только к определенной пищи. Ввести в его рацион новые продукты становится чрезмерно сложной задачей для любой мамы. Малыш категорически отказывается от всего нового, требуя привычных для него блюд.

Дети в возрасте 2-3 лет кушают только из знакомой для них посуды. Новые столовые приборы могут вызвать у малыша настоящий приступ паники.10. Строгая организация. Малыши-аутисты всегда стараются упорядочить свои игрушки или предметы.

Они выстраивают своих кукол или животных по цвету, по размеру или по каким-то только им понятным критериям. Любое нарушение такого порядка может вызвать у малыша сильную апатию или же наоборот привести к агрессивному поведению.

11. Возможность самоагрессии. У малышей с аутизмом нарушаются границы восприятия внешнего и внутреннего мира. Довольно часто они чрезмерно болезненно воспринимают любые попытки вторгнуться в их личный мир.

В этом случае они проявляют агрессию не по отношению к другому человеку, а к себе. Малыши могут себя нарочно кусать и даже стараются упасть из кроватки или манежа.

Нужно отметить, что такие симптомы встречаются преимущественно при достаточно тяжелых формах болезни.

 Диагностика.Определить аутизм — задача весьма сложная не только для родителей, но и даже для опытного врача.

Проведение тестирования в домашних условиях не всегда позволяет получить точный вердикт о том, есть ли у ребенка заболевание. Такое исследование носит лишь вспомогательный характер.

Если родители заметили, что у ребенка есть определенные особенности в поведении, то обязательно следует показать его врачу.

Для того, чтобы успешно диагностировать заболевание, требуется проведение нескольких тестов.

Лечение.
   Лечение аутизма — комплексное.

Назначение лекарственных препаратов применяется только для устранения неблагоприятных проявлений болезни, которые не поддаются психологическому воздействию посредством применения других методов лечения.

Обычно все лекарственные препараты назначает врач-психиатр. Такие лекарства являются достаточно серьезными и назначаются только на определенный короткий период времени для снятия острых негативных симптомов.

С малышами, которым установлен диагноз «аутизм», обязательно работают детские психологи. Цель этих занятий — улучшить социальную адаптацию ребенка, применяя различные психологические методики.Посещение логопеда также является одним из важных этапов лечения.

Для того, чтобы восстановить речь ребенка, требуются регулярные занятия со специалистом. Во время такого обучения малыши заметно расширяют свой словарный запас и меньше проговаривают однотипные предложения. Также такие занятия заметно улучшают процесс социальной адаптации ребенка.

Малыши меньше бояться разговаривать с незнакомыми им людьми и быстрее идут на контакт.Для того, чтобы маленький аутист практически не ощущал своей болезни, используются различные методы общеукрепляющих и развлекательных занятий. Маленьким аутистам рекомендуется иппотерапия или дельфинотерапия. Малыши охотно проводят время с животными.

Такие занятия оказывают благоприятное действие на нервную систему ребенка и положительно влияют на весь процесс лечения и реабилитации в целом.

Такие детки требуют более внимательного и тщательного подхода. Только грамотное отношение со стороны окружающих и самых близких людей позволяет малышам лучше адаптироваться к жизни и достичь успеха.

Источник: http://skovzdrav.ru/autizm-u-detej/