Все поля обязательны для заполнения!
В соответствии с ФЗ №152 мы гарантируем полную анонимность всех консультаций.
бесплатная юридическая консультация
Горячая линия
Москва и МО +7 (495) 984-87-63 +7 (495) 984-87-63
Cанкт Петербург и ЛО +7 (812) 458-46-17 +7 (812) 458-46-17
Работа горячей линии:
ежедневно c 9 до 24 часов
Прием онлайн-заявок:
Круглосуточно
Консультаций проведено:
За все время:
10228
За месяц:
1847
За 24 часа:
42

Защита земельных прав

Нарушения гражданских прав устраняются посредством судебных актов в порядке, предусмотренном ГПК. Статья ГК РФ № 12 допускает самозащиту потерпевшего от правонарушения лица. Это так называемая «самозащита права».

В то же время в сфере земельных правоотношений отсутствует четкая система защиты нарушенных прав. В отдельных ситуациях применяется судебная правозащита (имеющая расширительную тенденцию), в других - административное вмешательство в виде таких санкций, как: предписание и либо штраф.

Согласно части третьей статьи ЗК РФ № 3, имущественные отношения по пользованию, владению, распоряжению земельными наделами, по совершению сделок с ними регламентируются гражданским законодательством, если другое не предусматривается земельным, водным, лесным законодательством или же законодательством об охране окружающей среды, о недрах, специальными федеральными законами. Отсюда следует вывод, что если нарушение прав происходит именно в сфере имущественных земельных правоотношений, то их защита происходит на основании правил ГК РФ, а не ЗК РФ, если в самом земельном кодифицированном акте не предусмотрено иное. Следовательно, самозащита земельных прав применима также в рамках защиты имущественных земельных прав.


Проблемы защиты земельных прав


В существующей системе защиты гражданских прав некоторые юристы видят существенные недостатки. В частности, в отсутствии четкой градации и соотнесения конкретных нарушений земельных прав и соответствующих им способов защиты. Для российского менталитета предоставление многоаспектной альтернативы равносильно легализации самоуправства, потому что многие люди совершенно по-разному интерпретируют указанные в законе нормы, то есть допустимые правила поведения.

Например, формально собственник земли обладает полным объемом правомочий в отношении своих наделов. Что приводит к различным правовым коллизиям. Так, например, наличие гражданско-правового соглашения об аренде земельного участка делегирует ряд правомочий собственника (в частности, владение и пользование) арендатору в пределах оговариваемых условий. В то же время, арендодатели не удосуживаются зачастую защищать свои интересы в надлежащем порядке, а прибегают к любым доступным им методам. В том числе к освобождению своих участков от арендаторов посредством силовых структур.

Дело в том, что сотрудники полиции обязаны в любом случае среагировать на поступившее заявление. В ходе рассмотрения заявления, сбора материала они выясняют, имеются ли в действиях лица признаки административного правонарушения или преступления. Если же выясняется, что между заявителем и нарушителем возник именно гражданско-правовой спор, то сотрудники полиции разъясняют это заявителю и выносят постановление об отсутствии в действиях указанного лица признаков состава преступления, административного правонарушения. На самом деле сотрудники полиции не вправе вмешиваться в гражданско-правовые конфликты, потому что это вне сферы их компетенции. Поэтому, если между арендатором и арендодателем заключен в официальном порядке договор аренды земельного надела, то все спорные вопросы при невозможности их разрешить мирным путем решаются исключительно в судебном порядке.

Следующим спорным моментом, коим обладает регулирование земельных отношений в РФ, опять же по мнению некоторых правоведов, - это давность привлечения к административной ответственности, ограничивающая возможность привлечения виновных лиц к административной ответственности. Согласно статье КРФоАП № 4.5, срок давности привлечения к административной ответственности (по общему правилу) равен двум месяцам. А для дел, разрешаемых в судебном порядке — трем. В то же время, эта же статья КРФоАП определяет, что в случаях, когда правонарушение является длящимся, то давностные сроки начинают исчисляться с момента обнаружения такого правонарушения. А для земельных правоотношений это очень актуально, потому что здесь практически все правонарушения являются длящимися. Следовательно, никаких особых ограничений в возможностях привлечения виновных лиц не существует.

Для однозначного понимания темы «способы защиты земельных прав» стоит сказать, что существует несколько уровней такой защиты:
1. административный, регламентируемый КРФоАП;
2. гражданско-правовой — в рамках имущественных отношений, не регулируемых ЗК РФ;
3. земельно-правовой — порядок которого определяется главой 9 ЗК РФ;
4. специальный законный — регламентируемый специальными федеральными законами, такими как: законами об охране окружающей среды, природопользования, использования недр и т. д.

Поэтому сетование некоторых юристов на отсутствие возможностей устранить возникшие земельные правонарушения абсолютно беспочвенно.

В частности, статья ЗК РФ № 59 определяет, что признание земельных прав осуществляется исключительно в судебном порядке. А статья ЗК РФ № 60 определяет правила восстановления правового положения, которое существовало до нарушения такого земельного права, а также пресечения нарушающих земельные права в отношении земельного участка действий либо создающих угрозу такого нарушения. Нарушенные права подлежат восстановления в ситуациях, когда:
1. происходит самовольное занятие земельного участка;
2. судом признается недействительным акт исполнительных органов государственной/муниципальной власти, повлекший ранее нарушение земельных прав;
3. в других предусмотренных федеральными законами правовых ситуациях.

При этом, вышеуказанное пресечение неправомерных действий происходит путем:
1. приостановления исполнения незаконных актов исполнительных органов муниципальных, государственных структур;
2. признания в судебном порядке недействительными актов муниципальных, государственных структур;
3. приостановления гражданско-жилищного, промышленного, иного строительства, разработок месторождений торфа, полезных ископаемых, эксплуатации объектов, проведения лесомелиоративных, агрохимических, поисковых, геодезических, геолого-разведочных, других работ в установленном Правительством РФ порядке;
4. восстановления существовавшего до нарушения земельного права положения;
5. пресечения непосредственных действий, нарушающих земельные право либо создающих угрозу такого нарушения.

ЗК РФ предусматривает также возмещение убытков, возникших вследствие нарушения земельных прав. Кроме того, Земельный Кодекс определяет, что земельные споры рассматриваются только в судебном порядке. Но до принятия подобного дела к производству стороны вправе передать его рассмотрение в третейский суд.

Административное законодательство регулирует не спорные земельные правоотношения, а однозначное одностороннее нарушение земельных прав. Так, например, самовольное занятие земельного участка без соответствующих на то правоустанавливающих документов является административно наказуемым деянием (статья КРФоАП № 7.1). Также наказываются административными санкциями такие неправомерные деяния, как:
1. повреждение, уничтожение специальных знаков (межевых пограничных знаков, разделяющих соседние участки);
2. самовольная мена земельными участками, уступка права пользования земельным участком.

Не урегулированные земельным кодексом отношения в рамках имущественных земельных отношений регламентируются главой 17 ГК РФ. Согласно этой главе определяются собственнические права в отношении земельных наделов, а также иные законные формы владения (пользования) земельными участками. Возникающие споры между участниками таких земельных правоотношений разрешаются тоже в судебном порядке, но на основании норм ГК РФ. Кроме того, в этой главе обозначены случаи, когда помимо гражданских норм обязательно применимо земельное законодательство. Например, в статьях ГК РФ № 264, 265, 279, 287.

Таким образом, правовая система РФ достаточно четко классифицирует способы защиты прав на землю. А возникающие в практике правоприменения проблемы происходят по субъективным причинам, а именно: из-за недостаточного уровня квалификации самих правоприменителей и ввиду отсутствия хотя бы минимального уровня юридической грамотности у населения.

Имеются юридические вопросы? Задайте их практикующему специалисту,
и мы бесплатно посоветуем Вам, как вести себя в той или иной ситуации,
исходя не только из теоретических знаний, но и наработанной годами практики.
8 (495) 984-87-63 - для жителей Москвы и МО
8 (812) 458-46-17 - для жителей Санкт-Петербурга

Либо оставьте свой вопрос в форме обратной связи и мы Вам обязательно ответим в течении 3-5 минут.

Задайте вопрос юристу прямо сейчас
Все поля обязательны для заполнения!
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152 "О персональных данных" - мы гарантируем полную анонимность всех консультаций
Ниже вы можете отправить Ваш комментарий. Консультации через форму для комментариев мы не проводим. Будьте внимательны.
*
Дополнительный вопрос передан юристу.
Ожидайте ответа.