Все поля обязательны для заполнения!
В соответствии с ФЗ №152 мы гарантируем полную анонимность всех консультаций.
бесплатная юридическая консультация
Горячая линия
Москва и МО +7 (495) 984-87-63 +7 (495) 984-87-63
Cанкт Петербург и ЛО +7 (812) 458-46-17 +7 (812) 458-46-17
Работа горячей линии:
ежедневно c 9 до 24 часов
Прием онлайн-заявок:
Круглосуточно
Консультаций проведено:
За все время:
10261
За месяц:
1886
За 24 часа:
68

Дисциплинарная ответственность работника

Работодатели, в большинстве своем, - самые злостные нарушители трудового законодательства. Так, например, они самолично выдумывают меры дисциплинарной ответственности, которых и в помине нет в трудовом кодексе. И стоит отметить, что в буйстве фантазии им просто нет равных.


Зачастую руководство вводит корпоративные запреты на такие вещи, как:
1.личные беседы, телефонные разговоры, общение в сетевых чатах, соцсетях,
2.использование интернет-ресурсов в личных целях, то есть не для рабочих нужд,
3.прием пищи на рабочем месте,
4.выход из рабочего учреждения (даже во время обеденного перерыва),
5.хмурое выражение лица (чаще всего применяется к работникам торгово-розничных сетей),
6.нарушение норм установленного дресс-кода и т. д.


Помимо самих локальных правил поведения во многих организациях установлена за их нарушение и соответствующая дисциплинарная ответственность. Однако, как установление подобных, во многом абсурдных, запретов, так и наложение дисциплинарного взыскания за их нарушение — весьма спорный правовой вопрос.


Чтобы разобраться в нем, необходимо выяснить, что есть вообще дисциплинарный поступок по действующему трудовому законодательству.


Статья 189 ТК РФ предусматривает такое понятие, как «трудовая дисциплина» или «дисциплина труда». Под этим подразумевается обязательное подчинение всех работников поведенческим правилам, установленным ТК РФ, другим федеральным законодательством, коллективными, индивидуальными трудовыми соглашениями, локальными корпоративными актами. То есть предусматривать собственные правила корпоративного поведения компании-работодатели все-таки могут.


Статья же 192 ТК РФ определяет, что дисциплинарное взыскание налагается лишь за совершение дисциплинарного деликта (проступка). Последний представляет собой неисполнение либо ненадлежащее (некачественное) исполнение работником возлагаемых на него трудовых функций (обязанностей). Если такое произошло при наличии вины самого работника.


Из выше представленного следует двоякий вывод. Во-первых, если локальные правила не являются частью трудовых обязанностей работников, то работодатели не вправе привлекать их к дисциплинарной ответственности за нарушение таких норм. Во-вторых, в то же время, в должностных инструкциях многих сотрудников указано, что они обязаны соблюдать установленные внутренним распорядком правила.


Иными словами, способ разрешения спорного момента стоит искать в должностных инструкциях. Если там четко прописано, в графе «обязанности работника», что ему надлежит соблюдать установленные локальными актами нормы, а последние, в свою очередь, предусмотрены в письменном виде с соответствующими приказами и ознакомлением персонала под роспись, то работодатель вправе привлекать своих сотрудников к дисциплинарной ответственности. Если же ничего подобного нет полностью или хотя бы частично, то законных оснований для дисциплинарных взысканий у работодателя нет. Потому что устная форма обязательств или правил не имеет юридической силы.


В то же время, работник — тоже человек, имеющий также гарантированные ему Конституцией РФ личные права. Поэтому при особой, экстренной необходимости (например, если дома ребенок остался без присмотра, болезнь кого-то из родственников, жизненные проблемы, ситуации с серьезной подоплекой), то работник вполне может совершить звонок личного характера. Требовать от работника, чтобы он выбирал в подобном положении между корпоративными и личными интересами — негуманно и неправомерно. Привлечение такого лица к дисциплинарной ответственности может иметь место лишь в случаях, когда выходящие за рамки локальных правил деяния работника повлекли причинение значительного ущерба корпоративным интересам, трудовому процессу.


А вот к сотруднику, который, явно игнорируя трудовой распорядок, без видимой необходимости занимает корпоративную телефонную линию либо задерживает обслуживание клиентов, выясняя свои личные вопросы, обязательно должны быть применены меры дисциплинарного взыскания.


Чтобы привлечение работника к дисциплинарной ответственности всегда было в рамках правовых норм, необходимо четкое соблюдение установленных для этого законодательных правил. То есть, нужно наличие грамотно оформленных локальных актов, содержащих корпоративные нормы поведения, а также прописанные в должностных инструкциях обязательства по соблюдению этих норм.


Еще одним спорным вопросом является установление несуществующих мер взыскания. Особенно популярно у работодателей материальное воздействие, то есть штрафы. Однако трудовым законодательством предусмотрены следующие меры дисциплинарной ответственности:
1.выговор,
2.замечание,
3.увольнение,
4.иные меры, установленные федеральным законодательством, уставами, дисциплинарными положениями для отдельных категорий работников (таких например, как работающих на железнодорожном транспорте лиц).


Указанный перечень мер (видов дисциплинарных взысканий) является исчерпывающим, то есть применение непредусмотренных законодательством видов трудовой ответственности воспрещается. Это прямо указано в статье 192 ТК РФ. Следовательно, штраф или иная материальная санкция для лиц, в отношении которых не действует специальное трудовое законодательство, является неправомерной мерой взыскания. Но здесь не стоит путать отмену поощрительных мер с трудовым взысканием. Так, премия полагается только за качественное выполнение трудовых обязанностей. Если же работодатель посчитал, что работник плохо справлялся со своими профессиональными функциями, то он вправе лишить такого сотрудника очередной премии. Но в качестве меры дисциплинарного взыскания именно за трудовой проступок лишить работника той же самой премии нельзя.

Имеются юридические вопросы? Задайте их практикующему специалисту,
и мы бесплатно посоветуем Вам, как вести себя в той или иной ситуации,
исходя не только из теоретических знаний, но и наработанной годами практики.
8 (495) 984-87-63 - для жителей Москвы и МО
8 (812) 458-46-17 - для жителей Санкт-Петербурга

Либо оставьте свой вопрос в форме обратной связи и мы Вам обязательно ответим в течении 3-5 минут.

Задайте вопрос юристу прямо сейчас
Все поля обязательны для заполнения!
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152 "О персональных данных" - мы гарантируем полную анонимность всех консультаций
Ниже вы можете отправить Ваш комментарий. Консультации через форму для комментариев мы не проводим. Будьте внимательны.
*
Дополнительный вопрос передан юристу.
Ожидайте ответа.