Все поля обязательны для заполнения!
В соответствии с ФЗ №152 мы гарантируем полную анонимность всех консультаций.
бесплатная юридическая консультация
Горячая линия
Москва и МО +7 (495) 984-87-63 +7 (495) 984-87-63
Cанкт Петербург и ЛО +7 (812) 458-46-17 +7 (812) 458-46-17
Работа горячей линии:
ежедневно c 9 до 24 часов
Прием онлайн-заявок:
Круглосуточно
Консультаций проведено:
За все время:
10232
За месяц:
1877
За 24 часа:
71

Коммерческая тайна

Коммерческой тайной выступает ценные корпоративные сведения, доступ к которым ограничивается узким кругом лиц. Но довольно часто она оказывается за пределами фирмы, попадая в цепкие лапы конкурентов либо государственных органов.

Не стоит быть провидцем, чтобы понять, что те самые злополучные «языки» находятся в самой компании. Персонал, иногда сам того не подозревая, в повседневной болтовне и сплетнях (в том числе в интернет- сети) выкладывает всю ценную информацию. Одни, как говорится, делятся жизненным опытом, а другие это мотают на ус и используют в своих корыстных целях.

Самый большой источник утечки корпоративной информации — соцсети. Здесь практически каждый пытается выделиться, как может, и постоянно вступает в различные полемики, дискуссии и откровенно некрасивые споры и перебранки. Если в такой сети заводится специально обученный «тролль», то ему не составляет большого труда выудить всю необходимую информацию, просто провоцируя определенных людей на конфликт.

А учитывая тот факт, что многие люди выкладываю в соцсетях реальную личную информацию, включая место работы, то отыскать таким троллям-шпионам подходящую кандидатуру для выуживания информации очень легко. А объединение персонала некоторых фирм в отдельные группы интересов максимально облегчает такую задачу.

Кроме того, мини-форумы в пределах личных страниц и групп в соцсетях позволяют порой проанализировать деятельность определенной компании, в том числе на предмет законности осуществляемой ею деятельности.

Поэтому первое, чем может профилактироваться утечка информации — созданием корпоративного кодекса поведения, этики. Если сотрудники под роспись будут ознакомлены с правилами поведения вне компании (включая о запретах на обсуждение вопросов, связанных с деятельностью фирмы), то персонал уже начнет обдумывать свои слова, прежде чем что-то сказать о компании за ее пределами.

Конечно, остается всегда риск недобросовестности, халатности сотрудников. Но таких людей нужно пугать не моральными принципами, а карательными санкциями. Так, например, если включить корпоративный кодекс в качестве составляющего внутренней дисциплины труда и связанных с нею локальных актов, то за нарушение таких норм сотрудников можно привлекать к дисциплинарной ответственности.

Также опасность для информативной целостности компании представляют «блуждающие» сотрудники, часто меняющие место работы. Если они увольняются, то не забывают прихватывать с собой любые сведения, которые оказались в их распоряжении. В итоге, такие сведения могут оказаться в руках конкурентов или того хуже - правоохранительных органов — и компания может понести от этого соответствующие убытки.

Следующий источник утечки сведений — недостаточная антивирусная защита. Многие злоумышленники не гнушаются использовать информационных «Троянских коней», которые приносят с собой программы-шпионы. Расположившись уютно в вашем компьютере такая программа незаметно для вас будет собирать и отсылать своему создателю всю интересную информацию (особенно пароли, коды, логины, банковские реквизиты и т. п.).

Еще одни риски информационной безопасности — «засланные казачки», специально внедренные в вашу фирму с целью промышленного шпионажа. Такие люди используют все возможности, чтобы получить доступ к бухгалтерии, юридическим документам, техническим разработкам, исследованиям и другой важной информации. Выполнив свою работу, эти нехорошие люди передают собранный компромат или коммерчески ценные сведения в руки своих заказчиков. Чаще всего в роди последних выступают прямые конкуренты, которые хотят от вас избавиться или обойти в «гонке вооружений».

Здесь неплохо было бы воспользоваться положительным опытом зарубежных стран, где увольняющиеся или вновь прибывшие сотрудники подписывают сразу документ, именуемый: расписка о неразглашении коммерческой тайны.



Как не попасть впросак с коммерческой тайной



Конечно, придерживающиеся западных тенденций компании уже начали применять соглашения о неразглашении коммерческой тайны. Но зачастую фирмы при этом не учитывают российское законодательство, просто почти под копирку списывая зарубежные шаблоны подобных соглашений.

Дело в том, что по российским законам не любая информация может относиться к коммерческой тайне. Для этих целей существует специальный закон, детализирующий нормы ГК РФ. Кстати, с января 2008 года соответствующая норма гражданского кодекса утратила силу.

А в соответствии со статьей третьей закона о коммерческой тайне, защищаемой информацией являются только сведения (технические, производственные, организационные, экономические и иные), включая данные о результатах интеллектуальной деятельности научно-технической области, о способах реализации профдеятельности, имеющих потенциальную или действительную коммерческую ценность ввиду неизвестности их третьим лицам, к которым у таких лиц на законном основании нет свободного доступа и в отношении которых введен режим коммерческой тайны обладателем таких сведений.

Кроме того, законом предусматривается, что коммерческая тайна подразумевает введение режима конфиденциальности сведений, позволяющий их обладателю при возможных или существующих обстоятельствах увеличить прибыль, доходы, избежать неоправданных издержек, сохранить рыночное положение или приобрести иную коммерческую выгоду.

Упоминание в расписке о неразглашении иных данных в качестве коммерческой тайны незаконно.

При этом, разглашение информации, сведений, составляющих коммерческую тайну, подразумевают не только действие, но и бездействие, в силу которых такие коммерческие данные в любой возможной форме (письменной, устной, иной форме, включая с использованием техсредств) становятся известными третьим лицам без согласия правообладателя или вразрез трудовому, гражданско-правовому соглашению.

Стоит также знать, что государственные, муниципальные органы вправе требовать предоставления доступа к любой информации. Но для ознакомления с данными коммерческой тайны необходима судебная санкция. Поэтому даже прокурор не вправе требовать у юрлиц предоставления документации или иных носителей секретной информации.

Чтобы отграничить обычную документацию от секретной, нужно хранить ее отдельно в запираемых сейфах, металлических шкафах. А также такие документы должны быть помечены специальным грифом секретности.



Как обезопасить себя от утечки данных



Расписка о неразглашении не является гарантированной защитой от утечки данных. Поэтому в компании должна быть введена специальная система безопасности информации. Она разрабатывается с учетом специфики работы фирмы, условий деятельности, количества персонала, их должностных обязанностей, необходимости обращения к секретным сведениям. Чаще всего вводится многоуровневая система доступа, при которой лицам выдаются разовые или долгосрочные индивидуальные пароли (ключи) доступа.



Ответственность за разглашение коммерческой тайны



Помимо обычной дисциплинарной ответственности, за разглашение секретных корпоративных сведений предусматривается полная материальная ответственность. А также имеются уголовные санкции (причем не только за разглашение, но и за незаконный сбор таких сведений) вне зависимости от причиненного ущерба.

Кроме того, административная ответственность предусмотрена за разглашение иных ограниченных в доступе сведений. К таковым относятся: врачебная, адвокатская, нотариальная, страховая тайна и т. д. Но за разглашение коммерческой тайны предусмотрена исключительно уголовная ответственность.

Имеются юридические вопросы? Задайте их практикующему специалисту,
и мы бесплатно посоветуем Вам, как вести себя в той или иной ситуации,
исходя не только из теоретических знаний, но и наработанной годами практики.
8 (495) 984-87-63 - для жителей Москвы и МО
8 (812) 458-46-17 - для жителей Санкт-Петербурга

Либо оставьте свой вопрос в форме обратной связи и мы Вам обязательно ответим в течении 3-5 минут.

Задайте вопрос юристу прямо сейчас
Все поля обязательны для заполнения!
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152 "О персональных данных" - мы гарантируем полную анонимность всех консультаций
Ниже вы можете отправить Ваш комментарий. Консультации через форму для комментариев мы не проводим. Будьте внимательны.
*
Дополнительный вопрос передан юристу.
Ожидайте ответа.