У каждого человека периодически появляется причина пожаловаться власти или на власть. Делать это необходимо в форме жалобы, которую нужно уметь правильно написать и подать. Жалобы можно подавать на кого удобно – производителей, поставщиков услуг, должностных лиц, соседей, врачей и всех остальных.
Согласно действующему законодательству может быть два типа жалоб – устные и письменные. Устная жалоба будет эффективной только в условиях личного приема у должностного лица в рабочее время, а также тогда, когда она высказывается ответственному диспетчеру по телефону. И если телефонный разговор с диспетчером, скорее всего, будет записан, то прямая устная жалоба должностному лицу может быть просто забыта – здесь все зависит от человека, этот пост занимающего.
Оптимальным решением в любом случае является письменная жалоба, поскольку она является фактически официальным документом, и «не дать ей ход» будет гораздо сложнее, особенно если она составлена и подана правильно.
Составление письменной жалобы
Не рекомендуется писать жалобу по горячим следам. Следует спокойно сесть и обдумать все особенности и нюансы проблемы. Далее нужно грамотно и максимально беспристрастно написать жалобу. Ее можно писать от руки или напечатать на компьютере. В правом углу пишется название организации, которой адресуется жалоба. Желательно указать ФИО ее начальника. Также здесь следует указать свои данные: адрес регистрации и проживания, ФИО и контактные данные.
Сама жалоба пишется «с красной строки». Важно постараться описать суть проблемы краткими четкими предложениями. Не рекомендуется растягивать жалобу больше, чем на одну страницу. Лучше избегать общих фраз и четко описать события или действия, которые стали причиной подачи жалобы. Описанная ситуация должна быть недвусмысленной и понятной, чтобы читающий жалобу чиновник сразу понять суть проблемы.
В конце жалобы четко укажите, на кого именно она направлена. Это может быть человек, отдел или целая организация. Важно не забыть указать, какого результата вы хотите добиться своим обращением с жалобой. При этом требование должно быть реалистичным. Как правило, требованиями являются возмещение материального или морального ущерба, восстановление справедливости, санкции к определенным людям и чиновникам.
Заканчивать жалобу следует датой, своими инициалами и подписью.
Порядок подачи жалобы
Независимо от адресата, которому направляется жалоба, нужно иметь 2-3 ее экземпляра. Одну и ту же жалобу вы имеете право подавать в неограниченное количество ведомств, в компетенции которых может одиться ваша проблема. У вас всегда должна оставаться как минимум одна копия жалобы, поскольку ваше обращение может быть обжаловано в ответ, и актуальный экземпляр пригодится при разбирательстве.
При подаче жалобы один ее экземпляр передается для регистрации, а на том, который остается у вас, регистратор должен поставить дату приема и номер входящего документа. Стадию, на которой одится жалоба, можно отслеживать по телефону, хотя сотрудники государственных учреждений часто отказывают в такой информации по различным причинам.
Жалобу можно подавать в руки или отправлять заказным письмом, но исключительно под расписку о вручении. Срок рассмотрения жалобы составляет не больше 30 дней, его отсчет начинается с момента приема жалобы. Сейчас все более распространенной становится подача жалоб в режиме онлайн через Интернет, однако такая услуга есть еще далеко не у всех государственных учреждений.