При совершении сделки купли-продажи транспортного средства необходимо оплатить утилизационный сбор, в противном случае его дальнейшая эксплуатация запрещается. Однако законодатели не оговорили, на кого возлагается обязанность раскошелиться: на продавца или покупателя. А как быть в ситуации, когда предыдущий владелец освобожден от такого сбора, а новый нет?

Ответ на этот вопрос поставил Новосибирский областной суд, рассматривая апелляционную жалобу местного жителя, оспаривавшего решение, вынесенное Заельцовского районного суда города Новосибирска.

Как следует из материалов дела, мужчина около двух лет назад решил приобрести автомобиль Toyota Estima. Он осмотрел иномарку, не высказал никаких претензий, после чего получил на руки паспорт транспортного средства и подписал соответствующий договор. Однако проблемы возникли при посещении МРЭО ГИБДД.

Утилизационный сбор печать

Там оказалось, что при приобретении автомобиля отсутствовала уплата утилизационного сбора. Поэтому регистрацию признали недействительной и аннулировали, а номерные знаки и свидетельство объявили в розыск, запретив дальнейшую эксплуатацию машины. Чтобы ездить на ней, автовладельцу нужно было уплатить утилизационный сбор. А это увеличило бы стоимость авто более чем в полтора раза.

Само собой, платить такую сумму дополнительно новосибирец не имел возможности, да и не собирался, поэтому за защитой своих прав отправился в суд. Однако в первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказали. Все дело в том, в паспорте транспортного средства было указано, что владелец авто освобожден от уплаты утилизационного сбора. После подписания договора он передал документ покупателю. При этом не должен был разъяснять, что указано в действующем законодательстве по поводу вопросов утилизации.

У истца была реальная возможность не заключать договор купли-продажи, однако он не сделал этого. Доводы о том, что мужчина не знал нормы действующего законодательства, поэтому не обратил особого снимания на особые отметки в техпаспорте, суд признал необоснованными.

С такой позицией согласилась и апелляционная инстанция.

Противоположная позиция в отношении плательщика утилизационного сбора

При ввозе транспортных средств на территорию РФ лицом, которое обязано уплатить утилизационный сбор, обязанность по его оплате не прекращается при последующем отчуждении ввезенных транспортных средств.

Верховный Суд в обзоре судебной практики от 25 декабря 2019 года дает разъяснения по определению ВС РФ от 06.09.2019 № 310-ЭС19-8382.

В случае ввоза транспортных средств на территорию РФ субъектом, обязанным к уплате утилизационного сбора, выступает лицо, осуществившее ввоз соответствующих товаров. Последующее отчуждение ввезенных транспортных средств не предусмотрено Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в качестве основания для прекращения неисполненной обязанности по уплате утилизационного сбора для лица, осуществившего ввоз.

Обществом на территорию Российской Федерации ввезены и задекларированы транспортные средства, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом общество не уплатило утилизационный сбор. Таможенный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества суммы неуплаченного утилизационного сбора.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены. Постановлением арбитражного суда округа указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленных требований отказано.  При этом суды исходили из того, что до вынесения решения суда первой инстанции общество произвело отчуждение спорных транспортных средств на основании договоров, заключенных с рядом покупателей – физических лиц и организаций. По мнению судов, в связи с совершением указанных сделок обязанность по уплате утилизационного сбора перешла к новым собственникам транспортных средств, ввезенных обществом.

В обоснование данного вывода суды сослались на абзац четвертый п. 3 ст.  241 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), устанавливающий, что к плательщикам утилизационного сбора относятся лица, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила указанные судебные акты и оставила в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, вынесенные при первоначальном рассмотрении дела, указав на следующее.

Согласно п. 1 ст. 241 Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.  В соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 241 Закона № 89-ФЗ отдельной категорией плательщиков утилизационного сбора являются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Таким образом, в случае ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации субъектом, обязанным к уплате утилизационного сбора, выступает именно лицо, осуществившее ввоз соответствующих товаров. Последующее отчуждение ввезенных транспортных средств не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения неисполненной обязанности по уплате утилизационного сбора для лица, осуществившего ввоз.

В абзаце четвертом п. 3 ст. 241 Закона № 89-ФЗ имеется указание о том, что плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Однако смысл данной нормы состоит не в прекращении обязанности по уплате утилизационного сбора у лица, осуществившего ввоз транспортных средств, а в обеспечении возможности взыскания рассматриваемого обязательного платежа за счет средств покупателя, который знал или должен был знать о неисполнении обязанности по уплате данного фискального сбора лицом, осуществившим ввоз транспортного средства, то есть, по существу, речь идет об установлении наряду с обязанностью лица, осуществившего ввоз товаров в Российскую Федерацию, солидарной обязанности лиц, ставших собственниками транспортных средств после их выпуска в оборот.

При таком положении выводы судов о прекращении у общества как лица, осуществившего ввоз товара в Российскую Федерацию, обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении спорных транспортных средств в связи с их отчуждением третьим лицам ко дню рассмотрения дела, не могут быть признаны правомерными.

Кто должен платить утилизационный сбор: разъяснения Федеральной налоговой службы

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с 1 января 2014 года на Федеральную налоговую службу возложены функции по администрированию утилизационного сбора.

Сбор гарантирует владельцам транспортных средств их безвозмездную утилизацию. Взимает утилизационный сбор в отношении ввозимых в Российскую Федерацию транспортных средств Федеральная таможенная служба, в отношении иных транспортных средств, в том числе произведенных в России, — Федеральная налоговая служба.

Заплатить сбор  самостоятельно необходимо в следующих случаях:

  • при приобретении транспортного средства за границей и ввозе его на территорию РФ;
  • при приобретении транспортного средства у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора (участники госпрограммы по переселению, граждане, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, дипломатические представительства, консульские учреждения, международные организации, а также их сотрудники и члены их семей);
  • при приобретении транспортного средства у лиц, которые должны были заплатить утилизационный сбор, но не сделали этого.

В большинстве случаев при приобретении автомобиля в России уплачивать утилизационный сбор самостоятельно  не потребуется. Его плательщиками, как правило, являются импортеры автомобилей либо российские автопроизводители.

Приобретая новый автомобиль в автосалоне или самоходную машину (квадроцикл или снегоход), проверить уплачен утилизационный сбор или нет можно по наличию отметки в паспорте транспортного средства.

Обращаем внимание, что требования об уплате утилизационного сбора не распространяются на транспортные средства, приобретенные после 1 сентября 2012 года, паспорта транспортного средства на которые выданы до 1 сентября 2012 года. В паспорте транспортного средства, в отношении которого утилизационный сбор не уплачивается, проставляется отметка об основании его неуплаты.